Инновационные подходы в преподавании русского языка в системе технического и профессионального образования

В современных условиях в различных сферах жизни растёт потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих передовыми достижениями науки и производства, навыками профессионального труда и навыками профессионального общения.

Автор: Пушкарёва Ксения Фёдоровна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В современных условиях в различных сферах жизни растёт потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих передовыми достижениями науки и производства, навыками профессионального труда и навыками профессионального общения. Во многих колледжах русский язык служит базой освоения профилирующих дисциплин и средством профессиональной подготовки студентов. Этот факт обусловливает необходимость целенаправленной подготовки студентов к реальному общению на русском языке в условиях современного производства. Устоявшаяся методика и практика обучения русскому языку в колледжах выводят студентов в основном на уровень знания элементов языковой системы, но не включают их в целенаправленную речевую деятельность. Более того, отсутствие специальных учебных пособий по русскому языку для системы ТиПО и использование в практике преподавания школьных учебников и учебных пособий практически скрыли грани профессионального образования. Безусловно, между системами общеобразовательной и профессиональной есть связь, есть много общего, но нельзя не видеть то специфическое, что отличает одну систему от другой. Это, прежде всего, профессиональная направленность, профессиональная ориентированность, которой должно отличаться обучение русскому языку в системе ТиПО. Профессиональная направленность преподавания русского языка стимулирует процесс познания студентов. Основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к русскому языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями как профессионально-значимыми. При решении этой задачи важную роль играет интеграция с профессиональными дисциплинами. Есть и другие отличительные черты обучения русскому языку в системе профессионального образования: несхожая мотивация обучающихся общеобразовательной школы и студентов в изучении русского языка, различные их коммуникативные потребности, иное количество часов, отсутствие специальных учебных пособий и учебных комплексов, иной контингент и т.д. Следовательно, традиционно сложившаяся система обучения русскому языку не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Совершенно очевидно, что необходимо существенно изменить эту систему, переориентировав весь учебный процесс на профориентационную направленность. Прежде всего должны быть уточнены конечные цели обучения с учётом профессиональной ориентированности учебного процесса в максимальной приближенности к реальному общению в условиях современного производства. Должны быть существенно изменены содержание обучения, материал, на котором проводится обучение, организационные формы учебного процесса и др. На уроках русского языка я придерживаюсь профессиональной направленности, которая в основном представлена в предлагаемых для работы текстах. В зависимости от профессии мной подбирается определённый текст, к которому задаются вопросы по теме урока. В процессе работы, обучающиеся дополнительно узнают что-то новое о выбранной ими профессии. Например, на уроке по теме «Виды речевого общения» студентам профессии «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» предложено выполнить несколько заданий, связанных с профессиональной направленностью: I Прочитайте текст и расскажите о том, где применяется цемент и портландцемент. Цемент и портландцемент Среди строительных материалов цементу принадлежит ведущее место. Цемент относится к группе минерального вяжущего, поскольку материал, используемый для его получения минеральной породы. Также цемент - это гидравлическое вяжущее. Поскольку набор прочности и затвердевания происходит в присутствии воды, полученные твердые соединения нерастворимы в воде. Портландцемент - это гидравлическое вяжущее, получаемое тонким измельчением клинкера и небольшого количества гипса, твердеющее как на воздухе, так и в воде. Промышленность выпускает разнообразные виды цементов: портландцемент, быстротвердеющий, белый, сульфатостойкий, гидрофобный, с минеральными добавками, тампонажный и многие другие. Применяют портландцемент для изготовления бетона, железобетона, кладочных, штукатурных и специальных растворов. При возведении подземных и подводных частей зданий и сооружений. Портландцемент не рекомендуют использовать для конструкций, подвергающихся действию морской, грунтовых, а также проточной пресной воды. В этих случаях применяют сульфатостойкие, с минеральными добавками. Портландский цемент, который является высококачественным и достаточно дорогим материалом, необходимо расходовать экономично, заменяя, где это возможно, более дешевыми вяжущими известью, гипсовыми вяжущими, смешанными цементами. 1. Запомните грамматические конструкции: Возводить (что?) сооружения, здания Приготовить (что?) специальный порошок Выдерживать (что?) тяжесть, напряжение Каркас (из чего?) из проволоки Смешать (с чем?) с водой 2. Ответьте на вопросы: 1. Что такое цемент? К какой группе его относят? 2. Что такое портландцемент? 3. Как получают цемент? 4. Для чего используют портландцемент? 5. Какими качествами обладает цемент? 6. Какие недостатки можно отметить у бетона? 3. Выделите в тексте все слова и выражения, которые характеризуют качества цемента и портландцемент 4. Определите способ, которым образованы слова: прочность, тяжесть, твёрдость, надёжность. 5. Расскажите о процессе приготовления цемента, используя слова: сначала – потом – затем – теперь. 6. Ваш знакомый решил сделать в саду цементные бордюры для дорожек. Залил водой цемент и стал укладывать его вдоль дорожек. Когда цемент застыл, появились трещины, а через несколько дней цемент рассыпался. Почему? Объясните знакомому, как это надо было сделать? II Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». Определить орфоэпические норы в строительных терминах: кирпич, цемент, сооружение, конструкция, раствор, фундамент, каркас, кровля, штукатурка. III Раздел «Морфемика, словообразование, орфография» предлагаются задания: 1) Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные слова: строитель, сварщик, каменщик, штукатур, строить. 2) От данных глаголов образуйте отглагольные существительные и подчеркните словообразовательные суффиксы. Составьте словосочетания по образцу. Образец: грунтовать (что?) поверхность – грунтовка (чего?) поверхности. Покрасить стены; обрабатывать площадь; создавать водоотталкивающее покрытие; покрывать шпаклевкой. IV. Раздел «Морфология и орфография». Найдите грамматические ошибки в образовании формы слова: контейнера на погрузке, пять килограмм, много народа, все шофера, две пары носков, несколько мандарин, много яблок, штукатурю стену, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды. V. Раздел «Синтаксис и пунктуация». Трансформируйте конструкцию со словом «который» в причастный оборот. 1) Цемент, который указали клиент и штукатур. 2) Грунтовка, которая является частью работы. 3) Прораб, который принимает работу. VI. Раздел «Лексикология и фразеология» основан на отборе профессиональной лексики путем анализа специальной литературы и работе со словарями. Овладение профессией начинается с терминологии, которая зачастую вызывает трудности у студентов. В связи с этим на уроках русского языка важна работа по обогащению терминологического запаса. Культура пользования словарями профессиональной направленности. Творческие задания: составить самостоятельно текст с использованием профессиональной терминологии – текст - описание «Технические характеристики бетономешалки». Таким образом, использование инновационных технологий может стимулировать студентов к самостоятельной работе мысли, к поиску и творчеству, что, в свою очередь, дает неплохие результаты. Не каждый ребенок рожден стать физиком, химиком или языковедом, вместе с тем, он может в будущем являться высококвалифицированным специалистом рабочей профессии. Требования времени заставляют преподавателя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо он знает своих студентов, их потенциал. Обучение в ТиПО не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного студента в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении определённых навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисковым с активным участием самих студентов. Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», технология групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления, а также методика решения творческих задач в ролевых группах) способствует развитию исследовательской деятельности студентов. Итак, профессиональная направленность на уроках русского языка в системе профессионального образования способствует становлению рабочего класса способного адаптироваться в сосворенных рыночных условиях. Тем самым достигается конечная цель образовательного процесса: гармонично-развитая личность, гражданин, семьянин, профессионал. Литература 1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 2. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2007. 3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л. И. Скворцова. – М., 2006.