Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в профессиональном образовании

Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения

Автор: Дюсекеева Бибигуль Бахитжановна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстана-2050» говорится «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. Инновационные подходы в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Главной целью инновационного подхода к обучению является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. В условиях рыночной экономики увеличивается спрос на профессионально компетентных специалистов. Профессиональная компетентность на сегодняшний день – это способность специалиста решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность. К формированию именно такого типа личности направлена технология личностно - ориентированного обучения. Личностно – ориентированные технологии ставят в центре всей образовательной системы личность студента, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация его природных потенциалов. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности студента, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Поэтому основные требования к личностно-ориентированному уроку направлены, прежде всего, на развитие личности студента и включает: -использование разнообразных методов (лекционный метод, словесный, проблемный, частично-поисковый, практический) и форм (индивидуальные, групповые, коллективные) организации учебной деятельности; -создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе; -стимулирование студентов к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; -анализировать ответы других студентов в ходе урока; -обсуждение с обучающимися в конце урока не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось, не понравилось и почему; -оценка, выставляемая студенту в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности; оригинальности; - при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. В педагогической работе необходимо научить студентов приобретать знания не только из услышанного на уроках, но и в результате самостоятельного поиска. Сейчас время требует учиться так, чтобы быть подготовленным к самостоятельному обновлению и пополнению знаний. «Почему обучающиеся плохо учатся?». Этот вопрос беспокоит многих педагогов. Уровень развития молодёжи растёт с каждым годом. И всё же специальные знания обучающихся не удовлетворяют преподавателей. Если обучающийся приобретает только умение слушать, записывать и пересказывать, то он не приучен добывать знания самостоятельно. Он становится специалистом, но, оказавшись на работе, выпускник сталкивается с фактом, что знаний у него маловато, а приобрести их путём дальнейшего самообразования он не умеет. Этому он в своё время не научился. Подготовка к самообразованию - одна из важнейших задач обучения. Ёе решение предполагает усвоение студентами умений и навыков самостоятельной учебной деятельности. Очень трудно в учёбе тому, кто не привык к самостоятельному умственному труду. Используя инновационный подход через элементы личностно - ориентированного обучения на своих уроках повышаю интерес студентов к преподаваемым дисциплинам через самостоятельность и активность; воспитываю лидерские качества; развиваю критическое мышление. Например, при изучении темы «Сущность и значение предпринимательской деятельности», предлагаю студентам решить ситуацию «Легко ли быть предпринимателем?», используя свой субъективный опыт и теоретические знания по данной теме. Затем предлагаю выполнить самостоятельно практическое задание: «Как организовать своё дело? Подумайте, какое свое дело вы могли бы открыть? Выберите юридическую форму предприятия (ТОО или ИП обоснуйте свой выбор). Подготовьте проект трудового договора с работниками (режим работы, условия оплаты, ответственность). Составьте схематично план бизнеса». Так, исследуя, решая проблему, заставляю студентов самим сформулировать собственные взгляды, грамотно, и аргументировано их отстаивать. А, как известно через интерес развивается активность учащихся в учебном процессе. Это важно! Формирование профессиональных компетенций на уроках экономических дисциплин направлено на решение следующей задачи – это усилить мотивацию обучающихся. В работе преподавателя важны способы мотивации: это убеждение в практической необходимости изучаемого предмета. В начале изучения дисциплины с группами всегда задается вопрос: «Зачем повару, кондитеру, конфетчику, пекарю нужно изучать экономику?». Очень важно создать для студента благоприятную психологическую атмосферу, так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Большое внимание уделяю развитию у студентов способности к самооценке работы, так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. Личностно - ориентированное обучение является развивающим обучением, при котором студент выступает не в роли пассивного «слушателя», а активного творца своих собственных знаний. Для того чтобы знать изучаемый материал, недостаточно слушать и записывать объяснения преподавателей – нужна еще систематическая самостоятельная работа; обучение критическому мышлению. Так, например, при изучении темы «НДС» даю опережающее задание предлагаю найти ставки НДС и порядок налогообложения в разных странах; результаты оформить по выбору: в виде таблицы, презентации, сообщения и сделать небольшой сравнительный анализ с налогообложением в Казахстане. Таким образом, студенты самостоятельно включаются в поиск информации, анализируя её результаты, представляют и защищают свои проекты. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении организую беседу, стимулирующую студентов высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Личностно - ориентированное обучение, не отрицает значения метода беседы. На каждом уроке этот метод применим. Обращаюсь к группе с вопросами: - Что вы знаете об этом? Где наблюдали? Где в жизни это можно использовать? По вопросам, заданным мною, появляется диалог, обучающиеся высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. В ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета. Также в ходе беседы развивается мышление и культура речи, умение высказывать свое мнение и выслушивать мнения других. Не проходят уроки и без учебника. Это тоже один из методов, применяемых на уроках. Так при изучении темы «Трудовые ресурсы. Формы и системы оплаты труда» объяснение нового материала строю на том, что сообщаю студентам готовую информацию с обязательным разъяснением. Далее предлагаю студентам составить опорный конспект в форме «выжимок», для которого вначале необходимо самостоятельно определить цели урока и составить вопросы к тексту учебника. Итогом этой работы стала разработка силами обучающихся нового дидактического материала – карточки с вопросами по данной теме. Студентам понятны и интересны задания, связанные с практической жизнью. Опора на жизненный опыт является мотивацией познавательной деятельности студента на уроке. Чтобы оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным использую на уроке субъективный опыт студента. Так, например, при изучении темы «Государственный бюджет», чтобы показать его значимость и изучаемый материал увязать с жизнью даю задание составить бюджет семьи и проанализировать, какие доходы повлияли на профицит бюджета и какие расходы привели к дефициту бюджета. Подводя итоги данного урока, с целью определения уровня усвоения нового материала, студентам было предложено задание в группах: представить содержание урока, используя метод Синквейна. На своих уроках провожу практические уроки решения задач. Так, например, по теме «Корпоративный подоходный налог» провожу «блиц-турнир». Решения задач проводится в форме блиц турнира: нужно решить определённое количество задач за отведённый норматив времени (например, 2-3 задачи за 10-15 минут). Оценивание за урок проводится в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокой оценки студент должен решить, например 2 сложных и 3 простых задач – выбор за ним. Тем студентам, которые быстро набрали нужные баллы, предлагаю выступить в роли консультантов для студентов, имеющих пробелы в знаниях. Одаренные студенты становятся учителями для «слабых», обучая их, работая в парах, студенты учатся вести диалог, передавать и закреплять свои знания и навыки. С целью повышения самооценки обучающихся, имеющих пробелы в знаниях предлагаю им защитить свои практические работы. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создать такие психологические условия, в которых студент занимал бы активную позицию и в полной мере мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Считаю, что на уроках мы должны учить студентов мыслить. Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остаётся с человеком. Для достижения этой цели мы должны учить студентов анализировать, выделять главное, учить сравнивать и строить аналогии, учить обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить. Инновационные технологии в профессиональном образовании повышают эффективность обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших базовые и профессиональные компетенции. Список литературы: 1 Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстана-2050», Астана, от 14 декабря 2012 года 2 Горелик И. Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока [Текст] /И. Ф. Горелик, Е. Н. Степанов // Завуч. – 2007. – № 3. –С. 115–117. 3 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва.: 2011 г.