Интерактивные формы взаимодействия классных руководителей и родителей обучающихся

В последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в образовательном процессе образовательного учреждения, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Авторы: Ибраева Дариха Айтпаевна, Мансурова Айгуль Сагинтаевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Важной социальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Главным связующим звеном взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания ребенка, позволяющая оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду является классный руководитель. Зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи. Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания. В. А. Сухомлинский успешно решает ещё одну очень важную проблему для успешного взаимодействия семьи и школы – создание родительского коллектива как целостного субъекта этого взаимодействия. Он сделал новаторский шаг в развитии теории воспитательного коллектива: он включал в себя педагогический, ученический и родительский компонент. Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это и школа, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. В последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в образовательном процессе образовательного учреждения, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В связи с этим, деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных тем, способствующих развитию родительской рефлексии, положительно влияющих на качество образования детей. Анализ теории и практики взаимодействия классных руководителей с родителями в образовательном учреждении свидетельствует о наличии противоречий: - между потенциалом взаимодействия с родителями в образовательном учреждении и недостаточной разработанностью современных форм данного взаимодействия; - между потребностью образовательной практики в использовании интерактивных форм взаимодействия с родителями в образовательном учреждении и недостаточным уровнем методической готовности классных руководителей к их применению во взаимодействии с родителями в образовательном учреждении. Выявленное противоречие обусловили проблему исследования: какие интерактивные формы будут эффективны во взаимодействии классных руководителей с родителями обучающихся? Так объектом исследования стал процесс взаимодействия классных руководителей и родителей обучающихся. Предметом исследования: комплекс интерактивных форм взаимодействия классных руководителей и родителей обучающихся. Целью исследования: разработать и апробировать комплекс интерактивных форм взаимодействия классных руководителей с родителями обучающихся в образовательном учреждении. Мы предположили что, что процесс взаимодействия классных руководителей с родителями в образовательном учреждении будет более эффективным, если используется следующий комплекс интерактивных форм взаимодействия: - просветительское направление: круглый стол, лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы, дебаты, симпозиумы, родительские собрания и др.; - тренинговое направление: групповые тренинговые занятия; - консультативное направление: индивидуальные и групповые консультации по вопросам, интересующим родителей; - досуговое направление: соревнования, кружки, конкурсы, викторины, тематические акции, социально-значимые проекты, совместные мероприятия, классные часы и др. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс интерактивных форм взаимодействия классных руководителей с родителями может быть использован в практике образовательных учреждений. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа должна помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования, используя комплекс интерактивных форм взаимодействия. В основе воспитательных дел два подхода - деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй - органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния - нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Деятелностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный - характер его содержания. Основная цель всех форм и видов взаимодействия образовательного учреждения с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через - приобщение родителей к педагогическому процессу; - расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; - создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; - информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Первым важным управленческим аспектом по обеспечению включения семей в образовательное пространство образовательного учреждения является умение определять приоритетные направления данного процесса, например: - повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей; - программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей; - обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества образовательного учреждения в соответствии с реализуемой программой. В рамках разработки комплекса интерактивных форм взаимодействия родителей и классных руководителей была разработана программа «Моя семья – моя маленькая родина» - адресный документ, содержащий систему мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям. Реализация программы обеспечивает достижение поставленной цели и задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки (см. таблицу №2). Комплекс разнообразных мероприятий программы является ее содержанием, и развертывается по степени решения задач исполнителями и при определенном ресурсном обеспечении. Взаимосвязь задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, участниками, территории, транспорта. Таблица 2. Программа «Моя семья – моя маленькая родина» Направление взаимодействия с родителями Форма взаимодействия Пример мероприятия Просветительское направление Круглый стол, лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы, дебаты, симпозиумы, родительские собрания и др Круглый стол «Адаптация пятиклассника в среднем звене» Задачи: Ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребенка Тренинговое направление Групповые тренинговые занятия. Игра «Путешествие на воздушном шаре» Цель: формирование благоприятного нравственно-психологического микроклимата в родительском коллективе, навыков социального взаимодействия. Консультативное направление Индивидуальные и групповые консультации по вопросам, интересующим родителей 1) Групповая работа с афоризмами. «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?» Цель: профилактика стрессовых состояний в период подготовки или во время экзаменационных испытаний, кризисных этапов и т. п. 2) Индивидуальная консультация «Корзина грецких орехов». Цель: решение вопросов о том, что заботит родителя, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться Досуговое направление Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, тематические акции, социально-значимые проекты, совместные мероприятия, классные часы и др. 1) Классный час на дому «Гостеприимство казахского народа» 2) Ток-шоу в телевизионном стиле «Смак немецкой кухни» Программа носит четко выраженный целевой характер, ориентируется на полное решение поставленной проблемы, характеризуется определенными конечными (целевыми) результатами. Актуальность данной программы состоит в том, что она рассчитана на всех субъектов учебно-воспитательного процесса и направлена на совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия с родителями, для приобретения им психологических и педагогических знаний. Значимость данной программы в том, что создаются психолого-педагогические условия для привлечения родителей к процессу развития и воспитания ребенка, создаются условия для сотрудничества и формирования ответственности родителей. В рамках реализации программы взаимодействия классных руковдителей и родителей «Моя семья – моя малая Родина» нами было предложено использовать следующие интерактивные формы: - просветительское направление: круглый стол, лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы, дебаты, симпозиумы, родительские собрания и др.; - тренинговое направление: групповые тренинговые занятия; - консультативное направление: индивидуальные и групповые консультации по вопросам, интересующим родителей; - досуговое направление: соревнования, кружки, конкурсы, викторины, тематические акции, социально-значимые проекты, совместные мероприятия, классные часы и др. Рассмотрим более подробно применение на практике некоторых из перечисленных форм взаимодействия классных руководителей и родителей. Полное доверительное взаимодействие классного руководителя и родителй невозможно без создания оптимальных его условий. Одним из них является доверительная атмосфера в семье и школе, когда родителям и учителям открываются истинные, сущностные характеристики личности, когда открываем потенциал ребенка и целенаправленно формируем его. Для формирования такой атмосферы необходимо провести ставшее в последнее время наиболее эффективным родительское собрание в форме лектория. Нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес тематика обеспечивает успех собраний-лекториев. Так, например, собрание «Я с семьей, она со мной, и вместе мы со школой», цель которого рассмотреть один из аспектов гармоничности в воспитательном процессе. Взаимодействие должно строиться на уровне «личность-личность», М. Бахтин называл его «диалогичным». Диалогичность отношений – это признание огромных возможностей развития свободных, творческих отношений. Классный руководитель должен теоретически обосновать, что доверительность необходима, чтобы построить оптимальную модель взаимодействия семьи и школы; затем переходит к анализу ситуации, которая складывается в результате анализа успеваемости, поведения учащихся. Многие родители, чьи дети имеют низкий уровень успеваемости, регулярно знакомятся с результатами обучения своих детей, желают знать причины плохой успеваемости, есть ли способы устранения их. Эти вопросы должны стать в дальнейшем обсуждением темы. Здесь нет жестких регламентаций для обсуждения. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием. Логическим продолжением родительских лекторий может стать тренинговое занятие «Приглашение к чаю» В «Приглашении к чаю» много символического, во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать бы хотел в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знак симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к своей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста, и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а происходит лишь общение, которое объявлено целью встречи. Наконец, в-пятых, музыкальное сопровождение (например, тихая спокойная музака) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного. Эта методика позволяет родителям лучше понять механику принятия сложных решений, «переварить» противоречивые данные. Она помогает классному руководителю с большей точностью в ненавязчивой форме оценить уровень педагогических знаний и степень подготовленности участников. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К этом формам относятся проведение традиционных совместных праздников и досугов, как встреча трех поколений «Люди-история, люди-герои, люди-легенда», «Масленица», «День, пахнущий мимозой», «Папа, мама, я — спортивная семья семья» и др., вечер взаимодействия «Как мы весну встречали», «Любовная мазаика, интеллектуальное казино «Культура независимого Казахстана». Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Интересно проходят выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Мой успех - мой имидж», «Чудеса бабушки», «Любимые литературные герои». Процесс воспитания продолжается летом, романтический характер соответствующий ему, который придаёт солнце, воздух, лес и вода. Каждый год даётся указание разработать программу по вопросу организации детского летнего отдыха на природе. Летний отдых - благоприятное время для формирования, закрепления, развития спортивных, нравственных, духовных навыков детей. Так родился еще один проект - Выездной Летний Школьный Семейный Лагерь в Боровом, где все участники программы могут активно проводить время. И именно этот летний выездной семейный лагерь, организованный при помощи родителей, помогает детям воспринимать природу сердцем, сознавать свою ответственность перед ней, привить любовь к родной земле, к животному и растительному миру природного парка, его окружающему миру. Каждый год тема программы продумывается учителями, детьми и родителями, принимаются и обсуждаются все предложения. В первый год направление было туристко-краеведческим, пропаганда туризма и краеведения, во второй – культурно – спортивное, целью была пропаганда спорта и искусства, в третий год – экологическое, цель которой раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности. Один из сезонов был посвящен 300-летию Абылай хана. Историко-тематические экскурсия началась в «Музее истории п. Боровое», история Борового тесно связана с именами таких выдающихся личностей как Абылай хан и Кенесары Касымов, Шокан Уалиханов. В годы Великой Отечественной войны здесь жили и работали известные советские ученые: В. И. Вернадский, Л. С. Берг, Н. Ф. Гамалея и другие. Следующая экскурсия по живописнейшим уголкам природы Борового, которое за свою красоту, редчайшее гармоничное сочетание гор, лесов и озер, уникальную флору и фауну получило поэтическое название - "Жемчужина Казахстана". Любители экстрима оказались в джунглях, заброшенном доме с приведениями, прошли курс начинающего альпиниста под руководством одного из родителей. В лагере участники получают максимум позитивной информации: притчи, легенды о родном крае, светлая музыка, вечерние откровенные разговоры о главном у костра; уклад жизни, традиции лагеря, взаимоотношения между детьми и родителями, классными руководителями – все это позволяют научить детей относиться детей к себе и миру позитивно. При организации летнего семейного лагеря, в содержательной жизни и развивающей деятельности детей совместно с взрослыми, принимают участие и шефская организация АО «АРЭК», сотрудники музея п. Боровое, где у тех и у других были свои роли, цели, взаимные отношения. Результатом использования использованных интерактивных форм работы стало: - повыщение родительской активности; - инициативность в определении содержания мероприятий: дела проводятся с учетом пожеланий, предложенных родителями; - сформированность понимания ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка; - укрепление состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости; - реализация творческого потенциала родителей и детей; - владение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками воспитательного процесса; - сформировалась социально-активная позиция учащихся. Анализ различных форм взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, заставил нас искать такие формы, которые развивали бы у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Такие формы, которые бы не оставляли безразличными родителей слушателями, а делали бы их заинтересованными, равноправными участниками. Именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями все возможные интерактивные формы работы, которые позволяют решать поставленные задачи Использованная литература 1. Асмолов, А. Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов, М. Наука, 1985. - 88 с. 2. Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Издательство: Политиздат М., 1994;-84 с 3. Сизанов, А. Н. Использование интерактивных технологий в воспитательной работе со студентами MP4. Минск: УО "БГПУ" им. М. Танка, Кафедра психологии и пед. мастерства, 2008 - 19 с 4. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 1 5. Черноусова, Ф. П. Концепция современного образования // Информатика и образование. - 2004. - № 9. – 93 с. 6. Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) М., 2012