Взгляд учителя-практика на процесс реализации обновления содержания образования в Республике Казахстан

В работе авторы выражают свой взгляд на разницу обновленного содержания образования и ныне действующего. Раскрывают свое понимание понятия «образование, ориентированное на результат». Дают ответ на вопрос "В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?"

Авторы: Фазылжанова Зауре Есимжановна, Исаева Алия Имашевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Новая модель образования предъявляет новые требования в подготовке педагогических кадров: к изменению целей и способов педагогической деятельности; к работе в рамках инновационного подхода в обучении; к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса; к новым способам и формам оценивания учебных достижений учащихся. Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов. На наш взгляд, переход к новой школе без соответствующей подготовки учителей, методистов и руководителей школ был бы преждевременным, и реализовать на практике новые теоретические идеи, без осмысления принципиально новых целей и задач, содержания и технологии обучения, новой формы оценивания было бы неправильным. Значит, необходимо осуществить переподготовку и повышение квалификации педагогов с учетом нового компетентностно-ориентированного содержания образования, новых подходов к обучению и методике преподавания. На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы: – В чем разница обновленного содержания образования и ныне действующего? – Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе? – Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»? – В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования? В настоящее время очень много мы говорим о преимуществах внедрения тех или иных педагогических инновационных технологий. Мы их осваиваем, используем в учебном процессе, получаем определённый результат, но проблем остаётся очень много. И мы бьёмся над вопросами как повысить мотивацию учащихся, как сделать школу местом SMART-образования? Что будет способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации? Основными тенденциями мирового развития в системе образования, являются: - ускорение темпов развития общества; - переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия; - возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества; - демократизация общества; - динамичное развитие экономики, рост конкуренции; - рост значения человеческого капитала. исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся. Итак, что, требуется от учителя? Это умение: -формулировать учебные цели для достижения результатов; -строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала; -готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями; - использовать потенциал информационной среды для учебного процесса; - создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности; - создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки; - готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации; - оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей. Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированного ряда компетентностей: специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения; образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии. Что требуется от ученика? Это, опять же, по – моему мнению, исходя из материалов курсовых занятий и лекций, умение: - использовать возможности выстраивать индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала) ; - усваивать умения, способы, приемы своей дельности; - использовать знания, умения, навыки и имеющуюся информацию для разрешения учебных ситуаций. Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций ученика: ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное - быть патриотом своей Родины – Казахстана; культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности; учебно-познавательная компетенция - обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося; коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках; Информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться при помощи реальных технических объектов и информационных технологий; Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических и политических общественных отношений. Компетенция личностного саморазвития предполагает формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности. Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам: 1. валидности 2. систематичности 3. последовательности 4. объективности 5. прозрачности 6. рекомендованности 7. Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание). Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти. Результаты обучения в школе детей потребуют от нас, педагогов, всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания, должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся. В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире. Использованные источники: 1. www. strategy2050. kz; 2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www. edu. gov. kz/ru/zakonodatelstvo. 3. Руководство для учителя. © Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016 4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. © АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 5. Типовая учебная программа по предмету «Русский язык и литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) 6. Примерное календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык и литература». 5 класс 7. У. А. Жанпейс, Н. А. Озекбаева: Русский язык и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения в двух частях, Часть 1 8. Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г. 9. Презентация. Саворовская Т. Ю.: Конструктор уроков нового формата. Филиал АО НЦПК «Өрлеу» по Павлодарской области 10. Интернет – ресурсы https: //www. youtube. com/watch? v=pLtgj7_JNM0 https: //www. youtube. com/watch? v=FYcgTrwa1fs Pigloo bisous deskimo http: //www. psychologies. ru/events/books/psychologie/mihay-chiksentmihayi-potok-psihologiya-optimalnogo-perejivaniya/ https: //www. youtube. com/watch? v=h_jt7M1ZVXA