Поиск путей обновления содержания дошкольного воспитания и обучения в детском саду

В статье представлен опыт работы по использованию современных технологий в детском саду. Определены задачи и цели обновления содержания дошкольного воспитания и обучения. Раскрыто значение психолого-педагогической поддержки детей в процессе предшкольной

Автор: Парфенова Татьяна Викторовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

В государственной программе развития образования РК особое внимание уделено обеспечению полного охвата 5-6 детей предшкольной подготовкой. Основная цель - общее, интеллектуальное, физическое развитие детей, обеспечение их готовности к усвоению знаний, формирование у ребенка личностных качеств для овладения учебной деятельностью в условиях обновления образования. Это в свою очередь требует от каждого педагога кардинальных изменений в педагогической деятельности на основе новых технологий обучения, поворота к личности ребенка, его проблемам, интересам. Новая структура начального образования, новое содержание в условиях вариативности программ и технологии с учётом государственных стандартов выдвигают определенные требования к уровню готовности детей к школе и образовательной деятельности ясли-сада в условиях реформирования образования. Это: - Достигнуть согласованности обучающих программ дошкольного и начального образования. - Пересмотреть содержание предшкольной подготовки с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности; - Улучшить ресурсное и учебно-методическое обеспечение ясли-сада; - Развернуть серьезную работу по укреплению и активизации психологической, методической служб детского сада; - Создать условия для повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов; - Обеспечить безболезненный переход ребенка из дошкольной организации в первый класс начальной школы; Целостный подход к осуществлению целей и задач предшкольной подготовки в условиях обновления образования возможен только при четкой организации и научно-методическом обеспечении деятельности педагогов детского сада. Выбор технологий обучения и воспитания является важнейшим фактором создания новой модели педагогического процесса ориентированного на результат. Основой организации предшкольной подготовки детей явились личностно-ориентированные технологии обучения, работа строится не от учебного материала к ребенку, а от ребенка к учебному материалу. Это введение в педагогический процесс разных видов детской деятельности творческого характера (драматизация, техническое художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество). 1. Использование инновационных приемов и методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность. 2. Создание развивающей предметной среды функционально моделирующей содержание детской деятельности. 3. Использование современных технологий, позволяющих повысить мотивацию обучения и интерес детей к школе. Педагоги для повышения качества предшкольной подготовки используют развивающее обучение, гуманно-личностные технологии. В предшкольных группах сохраняется ведущая роль игровой деятельности. Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма организованной учебной деятельности создается при помощи игровых приемов и методов, выступающих как средства побуждения, стимулирования к познавательной деятельности. На специально организованных занятиях широко используются разные виды игр (дидактические, национальные, сюжетно-ролевые и т. д.). Игры основываются на свободном сотрудничестве воспитателя с детьми и самих детей друг с другом, становятся основной формой организации детской жизни, позволяющих ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Одним из важных направлений работы в процессе подготовки детей к школе является использование здоровьесберегающих технологий с целью найти возможности для улучшения физического и психологического здоровья детей ещё до того, как оно будет нарушено. Комплексный подход по здоровьесбережению ведется по следующим направлениям: I направление: одним из важнейших факторов влияющих на состояние целесообразный (соответствующий возрасту) режим дня – это четкий распорядок жизни детей в течении дня, предусматривающий чередование бодровствования и сна, а также рациональную организацию различных видов детской деятельности. Очень важно, чтобы характер чередования деятельности и отдыха ребёнка соответствовал особенностям его биологического ритма, укреплял здоровье, обеспечивал работоспособность и предохранял от переутомления. II направление: организация здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада, а именно создание высоко гигиеничной, развивающей предметной среды в группах и на участках, с использованием спортивного и нестандартного оборудования, для организации эмоционально насыщенной, оздоровительной жизнедеятельности и максимально возможной двигательной активности детей. III направление: формирование здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, формирование представление о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность являются мощным, стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка через активное включение дошкольника в систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах физкультурно-оздоровительной работы. 1. Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы. 2. Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты. 3. Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности группы воспитанников. Педагоги используют разнообразные формы работы: закаливающая гимнастика после сна, самомассаж, дыхательная гимнастика, фототерапия, физкультурные игры и упражнения на свежем воздухе, С-витаминизация, шокотерапия, сбалансированное правильное питание, использование йодсодержащих продуктов, психологические тренинги и т. д. Апробация перечисленных форм работы в ходе экспериментальной работы с детьми доказало его эффективность: через несколько месяцев работы уменьшился процент заболеваемости детей, улучшились показатели координации движений и коллективно-пространственной ориентировки в процессе выполнения физических упражнений, дети стали более уверенными в себе, улучшилась их самооценка. IV направление: Создание благополучного психологического климата в ясли-саду –залог успешной предшкольной подготовки детей. Для сохранения психического здоровья детей воспитателями четко соблюдается очередность режимных моментов. Положительный эмоциональный комфорт создается благодаря демократическому стилю общения педагогов с детьми, личностно-ориентированной модели воспитания. Работает психологическая служба для детей, родителей и педагогов. Проводятся психологические этюды, аутотренинги для детей и педагогов. Все это способствует скорейшей адаптации ребёнка к социуму и подготовки к школьной жизни. V направление; Это повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми предшкольного возраста. Осуществление физического воспитания как системы предполагает наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними. С этой целью были проведены педсоветы по темам: «Ясли-сад– как носитель физического и психического здоровья детей», «Социальная адаптация стратегический ориентир системы образования и жизнедеятельности дошкольников». Семинары - практикумы: «Двигательная сказка – терапия для дошкольников» и консультации по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – это организация образовательного процесса на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей не наносит ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи - сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов, воспитание культуры здоровья у дошкольников. Особое внимание уделяется проблеме психологической адаптации дошкольников. Психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как крайне необходимой и обоснованный вид помощи ребенку в процессе предшкольной подготовки, обеспечивающей его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала. Для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием происходит введение новой системы оценивания личных достижений дошкольников, которое позволило бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно-ориентированным. Изменения формы оценивания достижений дошкольников является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс успешной подготовки детей к школе. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в процессе предшкольной подготовки. Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок ориентированных не только процесс оценивания, но и на формирование умений у предшкольников к самооценке. Цель портфолио заключается в прослеживании индивидуального развития каждого дошкольника, по результатам его учебно-познавательной деятельности. Реализуемые при этом педагогические принципы оценивания учебных достижений ребенка сводится к следующим положениям: 1. отслеживание динамики изменения достижений дошкольника 2. оцениванию должны подлежать не только уровни учебных достижений «знания, умения и навыки» дошкольника, но и уровни сформированности ключевых компетентностей, коммуникативной и информационной и компетентности решения проблем. 3. проявление творчества и инициативы ребенка в дошкольной организации должно быть оформлено так же весомо, как и оценка знаний. Необходимо чтобы оценка творческих проявлений ребенка была представлена педагогам и родителям. Это могут быть выставки, конкурсы, соревнования, праздники и т. д. Важно, чтобы на ряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, интересные догадки и эксперименты. 4. Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Педагог не должен делать их предметом сравнивания. Важная цель портфолио – наглядно представить процесс развития ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Использование портфолио в детском саду обусловлено в первую очередь психофизическими особенностями детей дошкольного возраста. Дошкольник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение оценки взрослого, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимая как оценки его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и в дошкольной организации. Поэтому портфолио позволяет отслеживать личностное развитие ребенка в процессе предшкольной подготовки в детском саду и способствует более успешной адаптации его в школе. При формировании портфолио должно учитываться: • открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса) • многоаспектность (оценивание не только знаний дошкольника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития дошкольника). • Гуманистическая направленность (учет индивидуальных способностей каждого дошкольника). • Вариативность (учет индивидуальных целей потребностей и интересов). При сборе материалов и оформления портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами: 1. Необходима определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых. 2. При формировании портфолио следует тщательно подходить к качественному отбору документов. 3. При сборе информации для портфолио не увлекаться сбором только официальных сертифицированных документов. Не стоит игнорировать творческие работы, отзывы. 4. Портфолио не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую педагогом. 5. Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологии портфолио как разовую акцию. 6. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы. В условиях педагогического процесса ориентированного на результат на первый план выдвигаются следующие требования: 1. Индивидуализация обучения и воспитания детей, где в центр внимания педагога ставится личность ребёнка – его интересы, склонности, способности и другие психические свойства. 2. Отслеживания роста и развития психических, физических и когнитивных навыков позволяет грамотно определить коррекционную деятельность и познать резервный потенциал ребенка, в соответствии с этим определять содержание и задачи при построении занятий с целью повышения качества обучения детей. 3. Взаимоотношения педагога с детьми в предшкольных группах строятся в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности ребенка. Воспитатели, не ограничивая индивидуальность ребенка, способствуют установлению дружеских, толерантных взаимоотношений детей друг с другом, создают комфортный морально-психологический климат, в котором дети чувствуют себя легко и свободно. Такой целостный подход работы в процессе использования современной технологии педагогического процесса в ясли-саду приводит к позитивным изменениям всего воспитательно-образовательного процесса. Эта работа дает возможность: 1. Пересмотреть содержание предшкольной подготовки 5-ти летних детей и повысить качество обучения и воспитания за счет внедрения педагогических технологий и программ. 2. Укрепить и активизировать психологическую и медицинскую службу детского сада. 3. Повысить квалификацию педагогов по вопросам профессиональной компетентности, сотрудничества, обмена опытом. 4. Создать условия для качественной подготовки 5-ти летних детей и безболезненному переходу в школу.