Урок русского языка по теме: «Изменение имён прилагательных по числам»

Урок русского языка предназначен для учащихся 3 класса. Урок по теме «Изменение имён прилагательных по числам» способствует формированию знаний и умений изменять имена прилагательные по числам. Урок включает в себя групповую работу учащихся, применение п

Автор: Литвиненко Виктория Вячеславовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Тип урока: сообщение новых знаний. Цель урока: формировать умения изменять имена прилагательные по числам; формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (числе); о том, что число прилагательного совпадает с числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. Задачи: -учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе. -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. -искать, использовать информацию; слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться словарём, имеющимся в учебнике; формулировать выводы на основе выделения существенных признаков; проводить сравнение; строить объяснение в устной форме; строить логическую цепь рассуждений. Ход урока I. Организационный момент. Позитивный настрой. -Вот звонок веселый смолк, Пригласив нас на урок. Время нам нельзя терять, Будем работать начинать Друг на друга посмотрите, Посмотрите на гостей, Улыбнитесь им скорей, Пожелайте друг другу удачи! -Ребята, какое у вас настроение? -Возьмите смайлики и определите своё настроение на начало урока. II. Актуализация знаний. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Ребята, скажите, какую часть речи мы с вами начали изучать? Имя прилагательное – огромная страна, И нами лишь частично изучена она. Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя прилагательное, будем открывать новые знания и закреплять полученные. Повторение об имени прилагательном. А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да. » «да»- +; «нет» - -. • Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да). • Имя прилагательное обозначает предмет (нет). • Имя прил. отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?(да) • Имя прилагательное дружит с глаголом. (нет) • В предложении имя прилагательное подчеркивается прямой линией. (нет) Взаимопроверка: (на доске). Словарная работа Вставить пропущенные буквы (на доске) Айтыс, пальто, огурец, чеснок, ромашка, комар, лягушка, медведь, сметана. Орфографическая минутка: Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы их быстро все найдите, Правильно слова спишите. (на доске) - Найдите в словах ошибки, объясните какую букву надо писать и почему? Заиц, грусный, улыпка, марозы, загатка, клас, шоссе. Взаимопроверка. III. Постановка проблемы, темы и цели Работа в группах. (делю на 2 группы) -Составьте слова из данных слогов.. 1 группа: ЛАНДЫШ ТРАВА ТЁПЛЫЙ ПТИЦЫ РУЧЕЙ ОБЛАКА 2 группа: ВЕТЕР ЦВЕТЫ ЛЁГКИЙ ЗВЕРИ СКВОРЕЦ БЕРЁЗА -Назовите «лишнее» слово. (тёплый, лёгкий) -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет) Определите число имен существительных. Скажите, а сможем ли мы определить число этого слова? ТЁПЛЫЙ, ЛЁГКИЙ - Почему возникло затруднение? (Другая часть речи). -Как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение имён прилагательных по числам). - Какие цели перед собой поставим? • узнаем как изменяются имена прилагательные • будем учиться определять число имен прилагательных • научимся изменять прилагательные по числам Открытие новых знаний. Что нам делать предстоит? Вот вопрос какой стоит. Чтоб ответ вам получить Надо эту задачу решить. Узнайте для начала О ком я прочитала? Отгадайте загадку. Зверь хищный, рыжий, красный, для кур опасный. -Кто это? -Это лиса. (картинка с изображением) -Правильно, это лиса. А какие слова вам помогли разгадать загадку? Какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос они отвечают? -- Запишите прилагательные из этого предложения в столбик и выделите окончание. - что такое окончание? (на доске) Хищный – хищные Рыжий – рыжие Красный – красные Опасный - опасные -В форме какого числа стоит существительное «зверь»? --Давайте изменим форму слова «зверь» на форму множественного числа. Как у нас будет звучать предложение теперь? Что ещё изменилось? -Давайте запишем получившиеся прилагательные через тире. - А кто может ответить, почему изменились прилагательные, если мы изменяли только одно существительное? -И что из этого следует? Кто сделает вывод из нашего наблюдения? (В этом предложении изменилось число существительного. Прилагательное связано с им. существительным, поэтому изменились и формы прилагательных. -При изменении числа существительного меняется форма имени прилагательного, т. е. изменилось окончание.) Вывод: Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание. Сравним вывод с правилом в учебнике на стр. 17 -что новое мы узнали об имени прилагательном! -Как мы должны определять число имени прилагательного? Памятка: 1. Найдём существительное, 2. Определим число у существительного. 3. Определим число у прилагательного. Работа по учебнику упр. 37. Напиши имена прилагательные во множественном числе. -Скажите, кто такие поэты? -Вы бы хотели стать поэтом? Задание. Быть поэтом. (Дополните строчки стихотворения:) Ты посмотри, какая красота! ___________снег мерцает еле-еле. Поляна_____________светом залита Вокруг_____________ели. Прочитайте. Молодцы! -Какое время года сейчас на улице? Закройте глаза и тихо скажите «Зима». Представьте себе ее. Какие у вас ассоциации возникли с этим словом? Сейчас поработаем с заданием. Выполняем в карточках. Текст о зиме. В этот текст мы с вами вставим подходяшие по смыслу имена прилагательные. Пришла ___________зима. Прилетели __________ снегири. Ветки деревьев покрылись _________ инеем. Только ели стоят_________. - Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные? -- Какую роль выполняют имена прилагательные? Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной. IV. Физкультминутка. Нам за партой не сидится, Разминаем поясницу. Корпус крутим влево - вправо- Так мы отдохнём на славу. Хорошо мы отдохнули. (Вращение туловищем.) И к учёбе вновь вернулись. (Дети садятся за парты.) Задание: -Запишите словосочетания сущ+ прил. в тетрадь. Укажите число прилагательных. Игра «Веер» На доске табличка со словом «красивый». У учителя в руках в виде веера карточки со словами - деревья, осень, девочка, картины, мячи, листья, яблоко. -У меня в руках карточки с существительными. Ваша задача - к каждому существительному подобрать прилагательное «красивый» в нужной форме. (устно) (Учащиеся выходят к доске по одному, вытягивают карточку с существительным, образуют словосочетание с помощью вопроса, записывают получившийся вариант, определяют число прилагательного, выделяют его окончание.) Рефлексия. Урок подходит уж к концу И требует оценки. Прошу его вас оценить, Но прилагательными только. Его вам надо оценить двумя-тремя словами И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: Каким он был?.. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким? Домашнее задание Стр. 17 прав. Упр 38 Оценки. - вспомните свое настроение в начале урока. Изменилось ли оно? Смайлики. (настроение в конце урока) Молодцы! Все хорошо работали. Спасибо за урок.