Развитие логического мышления младших школьников

Работа над развитием логического мышления учащихся идет с недостаточным знанием системы необходимых приемов, то есть без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере иде

Автор: Куминова Наталья Федоровна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

В Концепции образования Республики Казахстан основной задачей начальной школы определяется, как обеспечение первоначального становления личности ребенка, выявление и развитие его способностей. Обучение и воспитание на этой ступени ориентируется на формирование положительного мотива и умения учебной деятельности, на приобретение прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опыта языкового общения, творческой самореализации, развития логического мышления, культуры поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» указывается, что приоритетными задачами системы образования являются: развитие творческих, духовных и физических возможностей личностей, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности и развития логического мышления школьников. В Государственном стандарте начального образования РК в «Концепции содержания образования начальной ступени общеобразовательной школы» указывается, что начальная ступень – период наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной деятельности, являющийся фундаментом развития интеллекта, что способствует развитию логического мышления ученика. Усвоение задачной формы вырабатывает у ученика дисциплину ума, движение мысли в заданном направлении, в системе. При этом формируются такие основные психические свойства личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, «план внутреннего движения», учащиеся овладевают общими способами самостоятельного решения различных учебных задач, самоконтроля и самооценки собственных действий, сравнения своих результатов с эталоном. Работа над развитием логического мышления учащихся идет с недостаточным знанием системы необходимых приемов, то есть без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах школы, а этим приемам необходимо учить младших школьников: без них полноценного усвоения материала не происходит…. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией. Выполняя задание на развитие логического мышления детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышление. Уроки в начальной школе способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Развитие логического мышления учащихся на всех уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие - это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово. Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали бы от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для "умственного прорыва". Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума. К индивидуальным особенностям мышления относятся и качества познавательной деятельности (качества ума): глубина, широта, гибкость, устойчивость, осознанность, критичность, самостоятельность. Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность явления. Широта ума – это способность к привлечению для решения задачи знаний из различных областей. Гибкость ума (мышления) заключается в умении изменять намеченный ранее план решения задачи, если он не удовлетворяет ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Устойчивость проявляется в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. Осознанность мыслительной деятельности - определяется возможность выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и тому подобное), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден. Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценивать объяснительные условия и свою собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки и так далее. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека. Самостоятельность мышления является одним из основных качеств ума, которое проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается в самостоятельности. При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т. е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно. Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения. Учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению. Таким образом, младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Литература 1. Государственный общеобразовательный стандарт начального образования РК за 2007г. – ИС ПАРАГРОФ, 26. 04. 2010. 2. Закон Республики Казахстан об образовании (с изменениями и дополнениями от 17. 07. 2009). - Астана, Аккорда №319 3. Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года // Казахстанская правда. – 26. 12. 2003. 4. Яковлева С. Т. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа: еженедельное приложение к газете «Первое сентября» - 2000. - №47. – С. 5-12