Творческое наследие М.Ю. Лермонтова и М. Жумабаева: поэтическая речь – художественный стиль

Работа "Творческое наследие М.Ю. Лермонтова и М. Жумабаева: поэтическая речь - художественный стиль" привлекает внимание к творчеству уникальных поэтов, показывает взаимосвязь между жизнью писателя и его произведениями, указывает на принципы вос

Автор: Велижанина Елена Александровна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия, литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста. Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение — это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний. Поэтические тексты — совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся школы познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать художественной речью в ее высшем воплощении. Очевидно, что восприятие художественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, и первым необходимым условием возникновения эмоций при знакомстве с художественным произведением является глубокое понимание конкретно-исторического содержания, выраженного в художественной форме. Именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то, что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствам: нежности, любви, состраданию, радости и сопереживанию. Поэтому сейчас важно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений посредством изучения языковых и стилистических особенностей художественного произведения. Выявление эстетических возможностей лингвостилистических средств в поэтическом тексте означает определение одной из важнейших сторон художественного творчества мастера слова. Благодаря исследованиям такого характера можно установить вклад каждого мастера слова в сокровищницу казахского языка и казахской литературы, русского языка и русской литературы. Богатейшее художественное наследие Магжана, находившееся долгое время под запретом, более полувека ждавшее своего читателя, только в последние годы стало объектом научного изучения. Поэзия Магжана, несмотря на трагические моменты в судьбе поэта, его раннюю смерть в пору творческого расцвета, была и остается огромной духовной силой. Магжан как мастер поэтического слова внес существенный вклад не только в казахскую, но и в литературу многих тюркских народов. Поэтический язык М. Жумабаева, необычный во всех отношениях, богат, выразителен, отражает многовековые традиции казахского поэтического слова и вместе с тем творчески актуализирует неизвестные массовому читателю эстетические средства казахского языка. Целью исследования на уроках литературы является всесторонний анализ и определение особенностей лексико-семантического, грамматического уровней поэтического языка М. Жумабаева. Учителю важно показать учащимся особенности использования имён и глаголов, раскрыть семантическую и стилистическую природу основных изобразительно-выравительных средств поэзии. В стихах Магжана большое место занимает возвышенная романтика, а также символика. Вообще, поэзия по сути своей изначально символична. Сравнение, уподобление, параллелизм, пророчество жизненных перемен восходят к символу. Учить любви к поэзии, умению восхищаться точным сравнением, великолепно найденным способом, удачно подобранным словом можно лишь на примере настоящей неподдельной жемчужины, добытой с таким трудом со дна словесного моря. На что опирался Брюсов, называя Магжана «казахским Пушкиным»? Что он хотел сказать этим? Мне кажется, он прав в том смысле, что Магжан, подобно Пушкину, смог передать в своем творчестве все национальное величие своего народа, его историю, язык, его характер, состояние души. Литературное образование наряду с формированием квалифицированного читателя, способного воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, выполняет также воспитательную функцию. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В курсе литературы такой органичной составляющей являются биографии писателей, воспитательная функция которых традиционно отмечается большинством методистов. Помимо своей дидактической направленности, биография служит своеобразным ключом к творчеству писателя, с ее помощью можно провести более полный разбор изучаемого произведения. Поэтому еще одна из целей изучения писательских биографий - установление взаимосвязи между жизнью писателя и его произведениями. Такой подход способствует более глубокому восприятию текста анализируемого произведения и является важнейшим элементом постижения его сути: принцип воспитывающего обучения на примерах биографий актуален и в настоящее время. Многие учителя, испытывая нехватку времени в связи с сокращением учебных часов на литературу, на практике не считают нужным до VIII класса уделять пристальное внимание писательским биографиям. В результате биографии становятся своеобразным приложением к анализируемым произведениям, их способность повышать эффективность усвоения художественного произведения уходит на второй план, а у школьников к старшим классам заметно снижается интерес к личности писателя. Изучение писательских биографий служит действенным средством повышения интереса к личности автора, к анализируемым произведениям и к литературе в целом. Формирование знаний о жизни и творчестве писателей открывает школьникам новые грани личности автора, позволяет глубже освоить изучаемые произведения и способствует становлению личности учащихся. Биография М. Жумабаева интересна современному школьнику, так как в действительности он был сама загадка. Он не был человеком, поэтом в простом, обычном понимании. Судьба не была особенно милостива к М. Жумабаеву, хотя родился он в относительно обеспеченной семье, получил хорошее образование. Неуклонно следуя творческому наследию Абая, Магжан своими необыкновенно лирическими, философскими, пронзительно-правдивыми произведениями занял достойное место в мировой культуре. Это родная земля научила его видеть цвет, образы. Это она дала ему способность слышать, как звучат живые краски, сливаясь в живописную гармонию родной природы, воспевать ее красоту. Только такая земля могла наделить большим и неповторимым талантом поэта: талантом, способным целый мир заворожить. О бескрайней любви М. Жумабаева к своей земле, к своей Родине рассказывают стихи поэта. Только человек, который любит свой край, мог написать такие строчки. Не любящий природу человек, не замечающий ее красоты - мёртвый человек. М. Жумабаев - известный мастер пейзажной лирики. Его поэзия неповторима, своеобразна. А сколько искренности, любви к родному краю в стихах поэта, где каждая строчка как жемчужины на шее степной красавицы! Говоря о природе, Магжан сравнивает ее с матерью, ребенком, любимой: И бежит вода, звеня, И смеется в свете дня, Рассказать о чем-то хочет, Как ребенок все лопочет. Разливается ручей. Свежею водой умылась, Празднично принарядилась, И красуется земля. Слышишь эти строки, и перед глазами встаёт широкая степь, по которой гуляет вольный ветер, шалун-ветер гонит волны, которые догоняют друг друга. Магжан изображает внешний мир в том виде, какой ему придало настроение поэта. Оно служит средством выражения лирического чувства. Любовь Магжана к родному краю и родному народу беспредельна. В его произведениях слышатся и пессимистические нотки воспевания старины, чувствуется идеализация прошлого казахского народа. Для Магжана нет ничего выше и достойнее любви. В своем рассказе "Грех Шолпан", опубликованном в журнале "Простор" в 1922 году, Магжан Жумабаев поведал нам историю женщины, которая ради любви к своему мужу изменяет ему и заставляет нас задуматься над вопросами чести, любви, долга, верности. Если Абай устами Пушкинской Татьяны впервые дал возможность девушке говорить о своих переживаниях, то Магжан языком прозы сумел донести до нас самые глубокие психологические переживания, эмоционально пробудить в сердце читателя жалость и сострадание к несчастной девушке Шолпан. Героиня рассказа своей смертью искупает право на любовь, право самой выбирать путь любящим и нежным сердцем. Талантливый поэт, которого по праву можно считать не просто достойным преемником Абая, но и классиком казахской поэзии, был дважды незаконно репрессирован, подвергнут унижениям и гонениям, лишен права писать. Но на примере его судьбы еще раз убеждаешься, что великий талант не подвержен мраку забвения, что он рано или поздно, в какую темницу бы его ни заключили, подобно яркому солнечному лучу вырвется на волю и озарит все вокруг себя ярким светом. Тяжёлая человеческая судьба выпала такому замечательному поэту и писателю, как М. Ю. Лермонтов. Рано остался без матери, взаимная ненависть самых дорогих ему людей – отца и бабушки. Военные будни, дуэли, ссылки и трагическая смерть. Он прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. Для творчества М. Ю. Лермонтова характерен немеркнущий интерес к историческому прошлому своего народа, своей страны. В древнерусской старине Лермонтова интересуют вечные проблемы: проблемы чести и достоинства человека, власти и народа, личной воли и традиционной общественной морали. К теме Отечественной войны 1812 года поэт обращается с тем, чтобы найти в прошедшем идеалы, чтобы показать, как измельчало «нынешнее племя». При изучении и анализе любого художественного произведения, мы оперируем основными литературоведческими понятиями. На уроках вспомним те из них, которые нам пригодятся при изучении произведений Лермонтова. Учитель может раздать карточки с заданием: соотнести термин и определение, затем озвучить результаты самостоятельной работы. ПОЭМА – крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, переживания. ТЕМА – изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определённым образом преображённых в системе данного художественного мира. ИДЕЯ – главная обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов. СЮЖЕТ – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности. КОМПОЗИЦИЯ - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. КОНФЛИКТ – противоречие, противоборство между действующими лицами литературного произведения. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. АНТИТЕЗА – противопоставление образов, картин, слов, понятий. АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение согласных звуков, придающих литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность. ЭПИТЕТ – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Послепушкинское поколение, к которому относится Лермонтов – люди «совсем другой эпохи», жаждавшие деятельности и борьбы, тосковавшие по героическому и не находившие этого в современной им жизни. Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъёма времён Отечественной войны 1812 года, времён тайных обществ и демократических устремлений. Размышления о судьбе своих современников, о разочаровании, о бесцельной жизни, безверии – во многих стихотворениях Лермонтова, например, «И скучно и грустно…», «Дума» (Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно…) Поэт предсказывает, что «нынешнее» поколение «в бездействии состарится» - лучшие времена России прошли. В «Бородино» люди прошлого поколения противопоставляются «нынешним»: «Богатыри – не вы!» Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей, героев. Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления. Магжан Жумабаев и Михаил Лермонтов оставили в наследство потомкам свое слово, пламенные стихи, которые так понятны и близки нынешнему поколению. Талант этих поэтов уникален по своей природе и сути. И сегодня мы можем прикоснуться к их творчеству. Список литературы 1. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академ А, 1999. 2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986, - 234 с. 3. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Педагогический поиск, 2000, - 144 с. 4. Гришакова Э. Изучение творческого пути писателя // Литературоведение и школа: материалы методической конференции – Тарту, 1969, 182 с. 5. Елеукенов Ш. С новой строки. – Алматы: Жазушы, 1989. 6. Лисина Г. «Лишь песней можно тронуть душу и целый мир заворожить»// Внеклассная работа в школе. – 2009, № 1, с. 38-42. 7. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – М.: Педагогика, 1976. -246 с. 8. «Свеча в ураганной ночи». – Жизнь и творчество М. Жумабаева. – Петропавловск, 1993.