Технология разноуровневого обучения как путь развития творческой деятельности будущих специалистов

В статье рассматривается преподавание дисциплины "профессиональный русский язык" для обучающихся колледжей, в которой учитывается учебно- познавательная, когнитивная и коммуникативная компетенция. Обучение русского языка в казахстанс

Автор: Акымбекова Гулгайша Бабажановна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Технология разноуровневого обучения следует рассматривать как раскрытие индивидуальности обучающегося и выбор для него наиболее благоприятных условий развития через предлагаемые формы, которые направлены на повышение эффективности профессионального образования. При обучений предмету необходим учет следующих индивидуальных особенностей обучающихся: - Уровень подготовленности по предмету (система знаний, сформированность умений и навыков) - Уровень развития мышления (сравнение, анализ) - Уровень речевой культуры, особенности психофизиологического характера (память, внимание, темп усвоения) - Степень заинтересованности в изучений предмета. Данные индивидуальные особенности обучающихся являются необходимыми и достаточными критериями для внутригруппового разделения обучающихся в процессе обучения. Полученная таким образом информация о типичных появлениях умений можно условно выделить следующие уровни: низкий, средний, повышенный. К низкому уровню относятся – неуспевающие, слабоуспевающие, отстающие от сверстников, имеющие существенные проблемы в знаниях. К среднему уровню относятся – обучающийся со средним темпом продвижения в обучений: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способны выполнять типичные задания. Опираясь на образцы и схемы, решает сложные задания, выделяет главное и второстепенное. Повышенный уровень – обучающийся с высоким темпом продвижения вобучений, выполняет сложные задания, причем разными способами. Легко обобщает способ решения поставленных задач. Разделение по уровням осуществляется не за счет того, что одним обучающимся дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая определенный объем материала, предъявляются различные уровни требований к его усвоению. Особенности разноуровневой технологий обучения: 1. Центральной фигурой являются обучающийся, будущий специалист. 2. Главное не преподавание, а организаций познания. 3. Приоритетным считается не воспроизведение, а приобретение. Основные формы работы: исследование, дискуссий, размышление. Чтобы создать группы: 1. Разработать вопросы теста. 2. Провести тестирование. 3. Сгруппировать по результатам тестов в группы Уровень «А» - базовый уровень знаний. Уровень «В» - продвинутый уровень, более сложные задания. Уровень «С» - углубленный уровень. Уровень «А» работает по обычной программе. Знание фактического материала, конспектирует, реферирует, переводит текст, пользуется справочниками. Уровень «В» знает теорию, умеет осмыслить, осознанно выполняет практические задания. Находит выход из сложившейся проблемы. Уровень «С» углубленный творческой уровень, творческое исследование, создание научной статьи, составление проектов. Для организаций разноуровневой технологий обучения преподавателю необходимо следующее: иметь представление об особенностях мыслительной деятельности обучающихся каждого уровня, уметь оценивать уровень развития обучающихся, владеть формами организаций индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. Хочу остановится на системе разноуровневых задач на уроке профессионального русского языка по специальности ОПУАТ. Лексическая тема урока: «Классификация автомобильного устройство» Цель урока: повествовать о классификаций автомобиля и про их важность, обогатить словарный запас, тренировать самостоятельность обучающихся. «автотранспорт делят на три вида: транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили используются для перевозки пассажиров (легковые автомобили и автобусы) и для грузоперевозок (грузовые автомобили). Легковые автомобили по количеству сидячих мест делятся на 2;4;5;7 местные автомобили». Правильно составь предложения Пассажирский автомобиль кран, самосвал, мусоровоз, водовоз Грузоперевозочный автомобиль используется для перевозки продуктов Фургоны - рефрижераторы перевозка объемных грузов Специальные автомобили делится на легковые и автобусы Предложения правильно неправильно Грузовые машины поднимают не больше 1 тонны груза Автотранспорт делят на три вида: транспортные, специальные и спортивные. Специальные автомобили предназначены для спортивных соревнований Спортивные автомобили: фургоны – рефрижераторы, цистерны Уровень «А» а) Ответить на вопросы по тексту. 1. Зачем нужны легковые машины? 2. Как делятся автобусы? 3. Назови грузовые автомобили? 4. Какие спортивные автомобили ты знаешь? б) Найти из текста числительные, определить разряд. Уровень «Б» а) Прочитать текст несколько раз и составить тестовые вопросы по тексту. б) Найти из текста однородные члены предложения и определить, каким членом предложения являются. Уровень «С» Написать сочинение на тему «Роль специальных автомобилей в жизни общества». Сделать грамматический разбор двух последних предложений. Преподаватель желающий работать по данной технологий, должен готовить задания кроме базового уровня, дополнительные задания для продвинутого уровня, а для углубленного уровня по углубленной программе. Список использованной литературы: 1. Кегенбеков Ж. К. Общий курс транспорта. Казахский русский язык – Учебное пособие. – Алматы КазАТК, 2012. 2. Кобдиков М. А. Организация перевозок и управление движением. – Алматы: 2008 3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М: Транспорт. -2004 4. Бекжанов З. С, Кобдиков М. А., Мустапаев А. Д. Система управления движением – Алматы. -2008 5. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. – М: Транспорт 2001 6. Правила дорожного движения РК.