Сохраним мир вокруг себя

В настоящее время актуальным и важным вопросом не только в области образования, но и в других отраслях считается вопрос о проблемах экологии. Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

Автор: Базарбаева Гулнара Мирполатовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время актуальным и важным вопросом не только в области образования, но и в других отраслях считается вопрос о проблемах экологии. Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, заложить первые представления в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Придерживаясь Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, которая подчеркивает, что образование должно быть ориентировано на результат, именно изменение форм и методов преподавания повысит результативность по каждому предмету. По обновленной программе после каждого раздела предусмотрено тестовое задание, которое помогает при выставлении сумативной оценки. Данная работа не проста, она требует определенных навыков, умений, трудолюбия и терпения. Учитывая возможности и стремления наших детей, мне бы хотелось предоставить экологически – исследовательский проект для первоклашек. Ознакомившись с параметрами обновленной модели обучения, где роль учителя отодвигается на второй план, познакомившись с задачами и идеями обновленной программы, решила предоставить вам экологический проект, который можно совместить, комбинировать и даже чередовать с другими предметами. Сохраним мир вокруг себя. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака. Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными. Помочь детям увидеть разнообразие природы и животного мира родного края, сформировать у детей осознанно-правильное отношение к живой и не живой природе, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношения к себе, как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, показать, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять – все это и стало целью данного экологического проекта. Проект «Сохраним мир вокруг себя». Учитывая возраст наших детишек, я старалась подобрать наиболее доступные и разнообразные тематики, которые помогут учащимся пробудить интерес к природе, самостоятельно делать свои маленькие и первые открытия. Участниками проекта являются дети, педагоги, родители. Актуальность темы: Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру. Именно в период школьного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Цель проекта: Формировать у детей правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Задачи проекта: - Систематизировать знания об окружающем мире. - Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия. - Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире. - Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность. - учиться защищать природу и бороться за ее сохранение; - развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Методы и приемы для проекта: 1. Интерактивный метод. Подбор подвижных, дидактических, имитационных игр, инсценировки экологической направленности. 2. Познавательное чтение. 3. Наблюдения и экологические экскурсии. 4. Экологические занятия. 5. Познавательные беседы. 6. Прослушивание тематических сказок и рассказов. 7. Просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи. 8. Тематические конкурсы и викторины. 9. Тематическое оформление помещений. Ожидаемые результаты: 1. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. 2. Расширение знаний у детей о растительном и животном мире нашей республики. 3. Сформированность стремления к исследованию объектов природы. 4. Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения). 5. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 6. Научить грамотно защищать природу, сопереживать ее бедам и бороться за ее сохранение. 7. Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей. Количество занятий – 34 ч. Разделы – 5 Обобщающих занятий – 5 Тестовых работ – 4 Связь с предметами – русский язык, окружающий мир, рисование, физическая культура, литературное чтение. № Тематика занятий Часы Основные цели и задачи Формы проведения 1. Раздел «Я и моя семья» 1. Моя семья 2 Дать представление о семье, семейных и родственных отношениях. Опрос «Кто со мной живет?» 2. Игра «Домик» 1 Научить правильно произносить и понимать лексическое значение новых слов Предлагается учащимся собрать изображение членов семьи в домик, указывая членов семьи. Беседа о чистоте в доме. 3. Мой двор 2 Задавать, формулировать вопросы к картинкам. ИЗО, окружающий мир Уборка пришкольного участка. 4. Дружная семья 1 Вежливые слова Правила воспитанных детей. 5. Тестовый опросчик 1 Научить понимать значение новых слов, научить делать выбор при работе с тестом Сумативное оценивание 2. Раздел «Природа» 1. Деревья 1 Дать понятие о деревьях, как домиках для птиц. Понять прослушанный материал. Рисование на постерах. Работа в группах. Ключевой вопрос: Почему надо охранять деревья и какую они приносят пользу? 2. Цветы 2 Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Ключевой вопрос: Что же любят наши мамы? Уход за цветами в кабинете(поливка, опрыскивание). 3. Расскажи стихи руками 1 Понимать значение слов и выполнять действия. Станем мы деревьями Сильными большими Ноги - это корни, Их расставим шире, Чтоб держали дерево, Падать не давали, Из глубин далёких Воду доставали. Тело наше ствол могучий Он чуть-чуть качается И своей верхушкой острой В небо упирается. 4. Зеленые друзья 2 Закрепить умение различать и называть разные растения Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником, травами и цветами. 5. «Да и Нет» 1 Научить делать выбор, опираться на свои знания Сигнальные карты. Сумативное оценивание. 3. Раздел «Чудо рядом с тобой» 1. Солнце, воздух и вода. 2 Первое представление учащихся о солнце, воде, воздухе. Ассоциативные наброски учащихся. 2. Сказка «Спор» 1 Познакомить со сказкой. Показать значимость воздуха и воды. Сравнить две важные и необходимые вещи для человечества. Сказка о споре, инсценировать спор главных героев. Игра «Ручеек» 1 Познакомить с правилами игры. Совместное выполнение заданий игры. 3. Наши младшие друзья 2 укрепить знания детей о роли в природе живых существ, показать необычные, неизвестные детям особенности животных. Экскурсия в зоопарк. Беседа о том, кто больше понравился и почему. 4. Обобщение раздела «Чудо рядом с тобой» 1 Проверить степень освоенности раздела. Тестовая работа. Сумативное оценивание. 4. Раздел «Экологическое лукошко» 1. Мир нашими руками (конкурс) 1 Научить ценить красоту окружающего мира, делать подделки из вторичного материала. Конкурс поделок. 2. Чистота – залог здоровья 2 Познакомить с чистотой не только окружающего мира, но и чистотой души. Эстафета между классами. Выполнение физических упражнений с сопровождением музыки. 3. Эко - уголок 1 Познакомить с правилами ухода за зелеными насаждениями. Создание зеленого уголка. 4. Солнышко 1 Закрепить темы раздела. Работа по кластеру 5. Раздел «Мой Казахстан» 1. Родина моя 2 Рассказать о достопримечательностях нашего края, села. Наглядно – иллюстративный батл. Конкурс рисунков 2. Моя малая Родина 2 Дать представление о селе. Прогулка по селу (сравнить, где было чисто) 3. Символика 1 Познакомить с символикой РК Презентация о символах Республики Казахстан 4. «Мы рисуем мир» 1 Рисуют о том, что запомнилось при изучении данного раздела Конкурс рисунков 5. Родительский день 1 Послушать насколько ученики пытались самостоятельно выполнять требование данного проекта Беседа с родителями 6. Итоговое занятие 1 Послушать мнения педагогов, которые могли использовать определенные разделы и мнения наших первоклашек Беседа с учащимися и педагогами В приложении мне бы хотелось включить некоторые тестовые задания раздела, а так же формы проведения некоторых занятий. Перечень игр и текстов сказок, которые не только помогут в раскрытии тем занятий, но и помогут учащимся в пробуждении таких качеств как поддержка, помощь, взаимовыручка. Приложение № 1 Тестовый опросчик Раздел 1 1. Кто в домике живет? Мама Бабушка Папа (учащиеся подсаживают к каждому домику жителя вырезанные ответы) 2. Нарисуйте звездочку, где чисто. 3. При встрече с взрослыми, одноклассниками, мы говорим? А. До свидание. В. Здравствуйте. С. Простите. 4. Соедини правильные ответы Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» Здравствуй! А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» Привет! К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» До свиданья! «Да и Нет» Раздел 2 Сигнальные карты 1. Деревья – это домики для птиц? ДА/ НЕТ 2. Мамы любят цветы? ДА/ НЕТ 3. Нужно ли поливать цветы? ДА/ НЕТ 4. Можно ли ломать ветви деревьев? ДА/ НЕТ 5. Едят ли кашу цветы? ДА/НЕТ 6. Подбери к каждому дереву правильный лист Приложение № 2 С помощью данных интерактивных игр у учащихся можно быстро переключить внимание, наблюдательность. 1. Кто с нами живет? (Посадить в домике всех по местам) 2. Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты); 3. Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать); 4. Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва); 5. С какого дерева лист (назвать дерево); 6. Детки с ветки (Назвать дерево); 7. Ручеек (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка); 8. Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва); 9. Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные); Сказка «Спор» Поспорили как – то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что жить без нее на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого- нибудь. Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» растения ответили: «без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь!- добавили растения. – Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце. Приложение № 3 Твой долг гражданина, Ты так и знай, Мусор на улице - не допускай! Убери свой дом, Свою улицу, город, Сразу почувствуешь, Как горд ты и молод! Вздыхает, охает планета – и лично ты ответственен за это! ТЫ нагрузил ее трудом, а ведь она – наш общий дом! Ты из нее добыл несметные блага, Но неужели так она тебе не дорога?! И воздух станет чище, Люди реже будут умирать. Когда мы за собою станем постоянно убирать Городу - лучшее: Улицы чистые, Клумбы цветущие, Солнце лучистое! Приложение №4 1. Поделки из вторичного материала Домашняя работа ученика. 2. Конкурс «Своими руками» Победительница конкурса Нужно только захотеть