Психологопедагогические особенности современного урока

Главным направлением государственной политики в сфере обучения и воспитания провозглашён личностно-ориентированный подход, базирующийся на признании личности ребёнка высшей ценностью.

Автор: Кузнецова Анна Николаевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Главным направлением государственной политики в сфере обучения и воспитания провозглашён личностно-ориентированный подход, базирующийся на признании личности ребёнка высшей ценностью. Специфика внедрения личностного подхода в педагогическую практику заключается в том, что учитель должен научиться видеть в каждом ребёнке черты, свойственные именно ему, а не абстрактному представителю определённой возрастной группы. Если традиционной целью урока было научить, передать знания и умения по тому или иному предмету, то отныне цель становится более глобальной — помочь ребёнку владеть сложной наукой жизни, приобрести компетентности в разных её сферах. Перестройка образования на принципах гуманистического подхода к ребёнку прежде всего предусматривает вооружение педагогов знаниями психологических закономерностей развития и становления личности на разных возрастных этапах, возникает потребность в модернизации учебного процесса путём: 1. изменения характера взаимодействия участников учебного процесса, что предусматривает выполнение учителем функций фасилитатора (от англ. facilitate— облегчать, содействовать); 2. внедрения интерактивных методов обучения, в основу которых положено общение как двусторонний процесс, в котором учащийся—учитель или учащийся—учащийся обмениваются мыслями, информацией, что предоставляет учащимся возможность для формирования основных образовательных познавательных умений, навыков и образцов поведения в обществе; 3. внедрения личностно-ориентированных технологий обучения, цели которого заключаются в определении жизненного опыта каждого учащегося, уровня интеллекта, познавательных способностей, в формировании положительной мотивации учащихся к познавательной деятельности, потребности в самопознании, самореализации самосовершенствовании; 4. направленности образовательного процесса на формирование и развитие ключевых предметных компетентностей личности; 5. нацеленности учебной деятельности на самореализацию личности, которая является процессом становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, регулирующих её взаимоотношения с обществом; 6. внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий; 7. введения комплекса процедур наблюдения, текущего оценивания и на их основе корректировки образовательного процесса. В методической литературе выделяют четыре блока требований к современному уроку: общепедагогические, дидактические, психологопедагогические и гигиенические. Рассмотрим психологическую составляющую урока, базирующуюся на следующих принципах. Урок проводят не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность учащегося (формировать интеллектуальные способности, познавательную мотивацию обучения, волевые, моральные черты и пр.). Изменения в структуре личности происходят только тогда, когда учащийся действует по внутреннему побуждению, а отсюда вывод: нам учителям необходимо стимулировать познавательную активность и интересы учащихся. Центральный компонент любого урока —организация познавательной деятельности учащихся, где ведущими познавательными процессами являются понятийное, абстрактное мышление и познавательная мотивация. Успех обучения зависит не только от внешних факторов (содержание, методика, мастерство учителя и т. д.), но и от внутренних усло- вий, то есть индивидуально-психологических особенностей учащихся. Личностно ориентированный подход к организации урока ставит перед педагогом три задачи: 1. найти адекватные педагогические технологии, обеспечивающие эффективность передачи знаний; 2. обеспечить качество усвоения этих знаний; 3. учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Качество усвоения знаний зависит от особенностей приёма, усвоения, хранения и воспроизведения информации. Качество приёма информации зависит от особенностей учебной мотивации; качества концентрации, распределения, переключения внимания; подачи информации с учётом ведущего сенсорного канала учащегося; структурированности информации, индивидуально-типовых особенностей нервной системы. Каждый учитель должен руководствоваться цитатой из выступлений Альберта Эйнштейна:"Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся. " Именно создав определенные условия, мы, преподаватели, увеличим качество усвоения знаний.