Практическое применение современных технологий обучения на уроках в начальных классах

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые

Авторы: Симакина Ирина Александровна, Сотенко Татьяна Степановна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

«…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения, …убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». (К. Д. Ушинский) В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. Уже не первый год наша школа работает по теме: «Личносто-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса - путь повышения качества образования». Отталкиваясь от темы школы мы работаем над темами самообразования: «Личностно- ориентированный подход в обучении, как средство гуманизации образовательного процесса на начальной ступени обучения», «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики» Основное обучение школьников происходит на уроке. Поэтому мы стараемся искать новые методы и формы организации обучения, помогающие проводить — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку. Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого- это не просто. Но нужно к этому стремиться. Мы убеждены, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. Для ученика необходимо создать на уроке условия максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. Поэтому мы не можем допустить, чтобы в глазах наших учеников появилось разочарование. Мы боимся равнодушных лиц на уроке. Считаем, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. А побуждать учащихся к действию нам помогают элементы современных технологий. Применять технологии нам помогают активные методы обучения. Активные методы обучения применяются нами практически на всех этапах урока. Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексии. Мы хотим поделиться с вами некоторыми наработками, которые применяем в практике на разных этапах урока в начальных классах, используя активные методы обучения. 1. Нетрадиционное начало традиционного урока: – эмоциональный настрой (психологический настрой) на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма). Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. 2. Постановка цели и задач урока. -Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений мы используем метод: «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает учащимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителя и одноклассников и т. д. Свои ожидания ученикам предлагаем записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода мы подводим итоги выяснения ожиданий и опасений. Нам этот метод позволяет лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы помогают использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Очень важным для учителя является включение учащихся в работу на уроке. Кроме метода «Фруктовый сад» мы используем такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы». 3. Новый материал. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Такие методы учебного материала, как «Кластер», «Разминка - мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам мы предлагаем обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока мы используем для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Для проведения дискуссии и принятия решений – метод «Cветофор». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская». «Творческая мастерская». Этот метод с большим успехом мы применяем на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. 4. Физкультминутка. Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса. Мы используем метод «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если говорим "земля" - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. Если говорим "вода" - дети вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. Если "воздух" - поднимаются на носочки и поднимают руки вверх. Если "огонь" - вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах. 5. Обобщение знаний. - На этапе обобщения знаний используем приёмы «Кластер» («кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее). Так же помогает метод «Синквейн», который требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. 6. Подведение итога урока. Подводя итоги урока мы применяем такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока. Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. Метод «Итоговый круг». Детям даётся минута. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет нам скорректировать урок на будущее. Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата в обучении, повышают познавательный интерес к предметам. В заключении хотелось бы отметить что, стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Поэтому мы стараемся на и уроках заинтересовать своих детей, готовить для участия в конкурсах, мероприятиях, олимпиадах. В которых дети с удовольствием участвуют и становятся не только участниками но и победителями. В целях обмена опытом с коллегами, мы проводим открытые уроки, выступаем на заседаниях ШМО, участвуем в различных конкурсах, олимпиадах. И самое главное, мы стремимся идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы наши уроки отвечали не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам наших учеников. Список литературы: 1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www. moi-universitet. ru/ 2. Интернет ресурсы: collegy. ucoz. ru; pedportal. net; metod-kopilka. ru.