Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей с ЗПР

Статья будет интересна воспитателям дошкольных организаций и учителям начальных классов, работающих с детьми с ЗПР. В данной работе описываются этапы, методы,приемы и виды техник нетрадиционного рисования которые наиболее эффективно помогают в развитии и

Автор: Соина Анна Валентиновна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» Пабло Пикассо. Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Техники рисования многие виды нестандартного рисунка требуют быстроты и точности движений и способствуют развитию мелкой моторики пальцев, зрительной координации. Кроме того, они позволяют творить коллективно, сближают детей и развивают навыки общения. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы с художественными средствами. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет детям преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы. В работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности я использую нетрадиционные техники изображения, такие как рисование пальчиком, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, оттиск мятой бумагой, печатание листьями, монотипия, рисование цветными нитками и кляксография. Выбор этих техник не случаен: - во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален; - во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с ЗПР; - в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе стандартных упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен иметь возможность выбора. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для своей деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом, что особенно важно для детей с ЗПР. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря данному виду деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Этапы обучению нетрадиционным техникам рисования: от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Методы нетрадиционных техник рисования, которые я использую в работе с детьми с ЗПР: 1. «Монотипия» 2. «Печатание листьями» 3. «Рисование нитками». 4. «Оттиск мятой бумагой». 5. «Рисование методом напыления» 6. «Рисование кляксами» 7. «Рисование ладошкой, пальцами» 8. «Рисование вдвоем» 9. «Рисование методом тычка» 10. «Оттиск поролоном» 11. «Рисование по сырому» Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, своё отношение к окружающему миру. Таким образом, новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Выводы: 1. Для воспитания творчески развитой личности, необходимо предоставить ребенку право выбора вида деятельности, а также материалов необходимых для нее. Это касается и развития изобразительного творчества детей. 2. Нетрадиционные техники имеют большое значение в работе с детьми: они создают интерес к изобразительной деятельности, что является одним из важнейших условий для развития у детей творческого воображения. 3. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыражения. Используемая литература: 1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» 2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”. 3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”. 4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”. 5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка” 6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.