Деление окружности на равные части с помощью прямоугольных треугольников

Цели и задачи: познакомить с правилами деления окружности на равные части с помощью треугольников; совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами; развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество; способствовать развитию интереса к техническому творчеству; расширение кругозора.

Автор: Шыныбеков Болат Насырович

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели и задачи: познакомить с правилами деления окружности на равные части с помощью треугольников; совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами; развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество; способствовать развитию интереса к техническому творчеству; расширение кругозора. Материалы и инструменты: Компьютер учителя (ноутбук), мультимедийный проектор, экран; слайдовая презентация к занятию; чертежные угольники (90°, 45°, 45° и 90°, 30° и 60°), циркуль для доски; цветная бумага и картон, простые и цветные карандаши, ножницы, циркули, клей, нитки. План занятия: Организационная часть (подготовка к работе) – 5 мин. Актуализация опорных знаний – 15 мин. Введение нового материала – 15 мин. Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы – 7мин. Подведение итогов занятия, обсуждение выполненной работы – 2мин Уборка рабочих мест – 1мин Ход занятия Организационный момент. Проверка готовности к занятию. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на необычном транспорте. – Как вы думаете, на каком транспорте? (плот) Сегодня мы будем конструировать плот. – А что еще нужно для путешествия? (палатка) Те ребята, которые быстро сделают, могут продумать, как установить мачту с флагом. Итак, мы сегодня будем конструировать плот, на котором стоит палатка и развивается флаг. А начнем мы с вами наше занятие с повторения линий чертежа и для чего мы их используем. Повторение линий чертежа (основная, размерно-выносная, линия невидимого контура, линия симметрии, линия сгиба). Приложение 1 Кто придумал карандаш? Назовите и нарисуйте геометрические фигуры, у которых: много линий симметрий четыре линии симметрии три линии симметрии одна линия симметрии – Какие виды треугольников вы знаете? (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные) Задание: Подберите каждому треугольнику название (Приложение 2) ПРОВЕРКА! Повторение геометрических тел: Назовите геометрическое тело, боковые грани которого – треугольники (пирамиды) Начертите развертки 3-4-6 уг. пирамид Задание: Найдите правильные развертки (2, 4, 6) (Приложение 3) ПРОВЕРКА! – Физминутка. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. Приложение 4 «Из истории линейки» Объяснение нового материала Вы уже умеете делить окружность на 4, 6, 8 и 12 равных частей при помощи транспортира и циркуля, а сегодня мы с вами научимся делить окружность на равные части с помощью чертежных угольников - один с углами 90°, 45°, 45° и другой – с углами 90°, 30° и 60° (показать два больших угольника) Правила техники безопасности при работе с циркулем. Разделить окружность на 6 равных частей при помощи прямоугольных треугольников. (360°: 6 = 60°) (т. е. каждая часть будет по 60°) Для этого мы с вами можем использовать вот такой угольник с углами 90°, 60°, 30° Разделить окружность на 12 равных частей. (360°: 12 = 30°) (т. е. каждая часть будет по 30°) Для этого мы с вами можем использовать вот такой угольник с углами 90°, 60°, 30° Разделить окружность на 8 равных частей. (360°: 8 = 45°) (Т. е. каждая часть будет по 45°) Для этого мы с вами можем использовать вот такой угольник с углами 90°, 45°, 45°. Приложение 5 «Откуда появились ножницы?» Практическая работа «ПЛОТ» Сейчас возвращаемся к нашей практической работе Плот состоит из 10 трубочек – Форму, какого геометрического тела они имеют? (цилиндр) Палатка – Форму, какого геометрического тела она имеет (3 уг. пирамида) – А как проще сделать пирамидку (квадрат)– Квадрат 70Х70 (бумага) Флаг (механизм подъема флага)– Стойка треугольного профиля высотой 80-100 мм, шириной 25-30 мм. Итог занятия Уборка рабочих мест.