Внедрение и управление изменениями в процесс преподавания и обучения

В данной статье описаны использование инновационных методов на уроках русского языка. Преподаватель делится своими наблюдениями какие методы наиболее эффективны на уроках.

Автор: Беккалиева Динара Шаяхметовна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время неоспорим тот факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого преподавателя в группе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). В своей работе, помимо традиционных методов обучения, я всегда стараюсь использовать новые методы, провожу интегрированные уроки, уроки с использованием ИКТ, уроки в нестандартной форме - путешествия, урок - сказка. На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у обучающихся. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. Мы, как преподаватели, должны не только быть профессионалами в своём деле, но и иметь знания в различных областях. Мы постоянно учимся новому и должны у учащихся формировать стремление к самосовершенствованию. Общество всегда предъявляло, и думаю, будет предъявлять учителю самые высокие требования. Поэтому на первом этапе я тщательно изучала все семь модулей Программы. Приступила к составлению среднесрочного планирования уроков по русскому языку. Наиболее продуктивными формами работы на уроке будет работа в группах, в парах, индивидуальная и самостоятельная. Каждый урок сопровождался презентацией, видеоматериалами, раздаточными материалами способствующей более эффективному усвоению материала всеми обучающимися. Задания для слабомотивированных учащихся предполагают совместную работу с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют усложнённые задания. Задания подготавливаю с учётом возрастных особенностей, думаю, они не вызовут затруднений при их выполнении. Я считаю, что интеграция семи модулей в серию последовательных уроков будет способствовать более эффективному усвоению материала, повышению мотивации, качества знаний учащихся. Групповая форма работы, вводные игры, различные приемы помогли мне раскрыть своих обучающихся, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого. А это в свою очередь способствует эффективному планированию последующих уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Дети больше стали открыто высказывать своё мнение. Они не боятся делать замечания товарищам, давать рекомендации, советы, сами вырабатывают критерии оценивания (пусть иногда и ошибочные), устанавливают нормы поведения в группе, стараются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Ежедневно на всех уроках старалась направить учащихся к формулировке темы и целей урока. Для этого использовала такие задания как: загадки, картинки на определённую тему, различные приемы и методы. Дети довольно быстро и активно включились в этот процесс, т. к эта работа проводилась на каждом уроке. Стадия вызова очень важна, т. к. все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а как известно, хорошее начало - половина дела. Деление на группы проводимые мною на каждом уроке. Формирование у учащихся саморегуляции - самая необходимая и в то же время самая сложная задача современного образования. Уровень саморегуляции у всех обучающихся разный, поэтому я старалась учитывать особенности восприятия, мышления, воображения, памяти и личности в целом каждого обучающегося. Саморегуляция на данном этапе была у сильных студентов. На первом уроке это проявилось в домашнем задании: желающие, помимо страниц учебника, могли подготовить выступление, на тему по выбору - желающих не нашлось. Следовательно, саморегуляция не на самом высоком уровне. Есть над чем работать. Я поставила перед собой цель строить уроки так, чтобы у учащихся формировался комплекс таких умений, которые включают в себя: -читать текст и находить главное; -критически осмысливать её; -распределять по критериям; -находить ассоциации; -объяснять свою точку зрения; Очень важным фактором в целях развития критического мышления учащихся считаю умение преподавателя ставить проблемные вопросы. Мне не всегда удавалось удачно подобрать проблемные вопросы, которые бы подталкивали учащихся к поиску решений. Думаю, что постепенно опыт наработается. На своих уроках я уже использовала элементы проектной технологии, проблемно-диалогического обучения, т. к они способствуют эффективному усвоению материала. Этот опыт, а также литература, интернет, курсы подтолкнули меня к более глубокому изучению и внедрению этой технологии. Ведь благодаря этой технологии учащиеся будут самостоятельно искать решения поставленной проблемы, а не получать ответ в готовом виде. Как говорится в одном изречении: "Услышал - забыл, посмотрел - запомнил, сделал - понял". Значит, моя задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в ходе разрешения которой учащиеся сами формулируют тему и цели урока. Использование приёмов критического мышления на собственной практике, меня убедило в эффективности этой технологии и планирую в дальнейшем использовать на своих уроках. Литература: 1. Руководство для учителя 2012г. 2. Ди Л. (2003) "Поддержка самооценки и эмоционального благосостояния среди учащихся с проблемами обучения "