Поурочный план урока физики по теме «Плотность вещества»

урок с применением презентации. деление на группы.

Автор: Дарчиева Марина Васильевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цель урока: Ввести понятие плотности вещества. Задачи: Образовательные – сформулировать понятие плотность вещества; сформировать умение учащихся вычислять плотность разных веществ; продолжить формирование навыка планирования ответа, умение работать в классе; Развивающие - развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; развивать самостоятельность учащихся, умение творчески мыслить, грамотно излагать свои мысли; развивать познавательные интересы школьников. Воспитательные – содействовать эстетическому воспитанию учащихся Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы Power Point; Тип урока: объяснение новой темы. Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная работа в парах. Ход урока 1. Организационный момент: -Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Марина Васильевна. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, друг на друга давайте друг другу улыбнемся, пожелаем плодотворного урока и начнем работу. Обращаю ваше внимание, у вас на партах лежат листы самооценки. Запишите в листе свою фамилию. В течение урока вы будете оценивать свою работу на различных этапах урока. 2. Актуализация знаний: Послушайте следующее стихотворение: Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу, рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение? Молодцы! Это стихотворение об открытиях. А любому открытию сопутствуют опыт, талант исследователя. Сегодня на уроке мы превратим наш класс в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая. Но я думаю, что мы с ней справимся. Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках: 1. Что такое масса? (Масса - физическая величина, характеризующая инертные свойства тел) 2. Что такое инертность? (Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии) 3. Как обозначается масса? 4. В каких единицах измеряется масса? 5. С помощью какого прибора измеряют массу? А теперь вспомним, что вы знаете про физическую величину – объем. 1. Как обозначается объем? 2. В каких единицах измеряется? 3. Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? 4. Как найти объем тела неправильной формы? Определение темы и целей урока: Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит. Выяснение темы урока с помощью решения кроссворда. (слайд № 1) Запишите тему урока: «Плотность вещества.. » (слайд № 2) Целеполагание. Ребята исходя из темы сегодняшнего урока попытайтесь сформулировать задачи которые стоят перед уроком. (слайд № 3) 3. Усвоение новых знаний: Окружающие нас тела состоят из различных веществ. Такое бывает. Убедимся, что тела равного объёма, изготовленные из разных материалов, имеют разную массу. (слайд № 5) (слайд № 6) V1 = V2 тела изготовлены из разных веществ m1 ≠ m2 Из слайда видно, что тела равной массы, изготовленные из разных веществ, имеют разные объёмы. m1 = m2 тела изготовлены из разных веществ V1 ˂ V2 Чем это можно объяснить? Запись в тетради: Разные вещества имеют разную плотность. Запись в тетради: ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЛОТНОСТИ: (слайд № 7) Плотность – это физическая величина, показывающая, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. Как же найти плотность? Запись в тетради: Плотность = масса/ объём (слайд № 8) ρ = m/V ρ(ро)- плотность Масса, плотность и объем Как-то встретились втроем Масса, плотность и объем Посидели-поболтали, И, конечно, спорить стали Кто из них всего важнее. «Я главней!» - сказала масса Вы спросите хоть у класса Ведь не сможет без меня Человек прожить и дня. Не построит даже дом Кто со мною не знаком И сказала очень мило «Знайте в массе моя сила!» Погоди, моя подруга Мы не можем друг без друга Плотность молвила в ответ Ты важна и спору нет Но без нас бы, дорогая Стала вся бы ты худая, И худая, и пустая В общем, просто никакая. Долго хмурился объем Но сказал он о своем «Дорогие, не шумите И себя вы не хвалите Без меня как ни крутись Никому не обойтись Даже платья не пошить Коль со мною не дружить! Без меня одна беда…» Ах, какая ерунда! Масса тяжело дыша Перебила не спеша; Разгорался спор сильнее Кто же все таки важнее?! Вдруг неведомая сила Ворвалась и закружила Что за чудо, за эффект? Неизвестный сей объект? Беспорядок навела Да и такова была. В неизвестность улетело Неопознанное тело… Что ж, друзья, пора учесть Что и нас сильнее есть Заявил старик объем Так останемся втроем Несомненно, все важны Для науки мы нужны. Запись в тетради: В системе СИ: {ρ}= 1 кг/м3 дополнительная единица: г/см3 (слайд № 9) Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3? В тетради: , . 7200 кг/м3= 7200000г /1000000 см3 =7, 2 г/см3 (т. е. разделить на 1000) Физический опыт - Работа в парах. (слайд № 10) Оборудование: Деревянный брусок, линейка, таблица 6 стр. 231 Инструкция к выполнению: 1. возьмите тело, с помощью линейки измерьте его длину, ширину и высоту. 2. определите объем бруска по формуле V = a*b*c 3. используя данные плотности вещества из таблицы, найдите массу бруска. 4. вывод Деревянный брусок это физическое тело в твердом состоянии, древесина может находится только в одном агрегатном состоянии. Какие еще вы знаете агрегатные состояния вещества? Назовите уникальное вещество нашей планеты, которое может находится во всех трех агрегатных состояниях? Лёд, вода, водяной пар – одно, и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Как вы думаете, почему лед не тоне, а плавает на поверхности воды. вещество в различных агрегатных состояниях имеет различную плотность. Например: плотность льда – 900 кг/м3; воды – 1000 кг/м3; водяного пара (при 0 оС и нормальном атмосферном давлении) - 0, 59 кг/м3. (слайд № 11) Прямую зависимость плотности от массы мы можем наблюдать на примере обычного куриного яйца. (Демонстрация) (слайд № 12) Это интересно! Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3. Плотность крови человека 1050 кг/м3. Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?) Плотность – замечательная характеристика! Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела. Знать плотность различных веществ важно для различных практических целей: 1. Инженер, зная плотность материалов из которых изготовлен станок, может рассчитать его массу. 2. Строитель – размер здания завода и прочность фундамента и т. п. 4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ. (слайд № 13) Дано: 1. молоко m1=100 г ρ1=1028кг/м3 2. мука V2=0. 0005 м3 m2=0, 5 кг 3. мёд m3=50 г ρ3=1345 кг/м3 4. растительное масло. m4=0, 1 кг ρ4=950 кг/м3 Найти: ρ теста. На основе краткого условия задачи сформулируйте условие задачи А сейчас работая в паре решите эту задачу в тетради (одна пара учащихся оформляет решение задачи на ватмане с целью проверки правильности решения задачи всеми учащимися) Формулы: (слайд № 14) ρ= m/ V m= m1+ m2+ m3+ m4 V = V1+ V2+ V3+ V4 V1= m1 / ρ1 V3= m3 / ρ3 V4= m4 / ρ4 Решение: (слайд № 15) m= 0, 1кг+ 0, 5 кг + 0, 05кг+ 0, 1кг=0, 75кг V1= 0, 1кг: 1028 кг/м 3 =0, 00098м3 V3 =0, 05 кг: 1345 кг/м 3=0, 000037м3 V4=0, 1кг: 950 кг /м 3=0, 0001м 3 V=0, 000098м 3+0, 0005м3 +0, 000037м3+ 0, 0001м 3=0, 000735м 3 ρ =0, 75кг/0, 000735м 3=1020кг/м 3 Ответ: 1020 кг/м 3 ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА. (слайд № 16) тест «Плотность» 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. (взаимооценивание теста) (слайд № 17) Кодограмма Тест «Плотность». 1. Плотностью называют… физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. да 2. В системе СИ плотность измеряется в… кг/м3. да 3. Плотность данного вещества зависит … от его массы. да 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… такого же стакана со спиртом. да 5. При замерзании воды плотность её вещества… увеличивается. да 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §24 задачи две на выбор (слайд № 18) 1. Картофелина массой 50 г имеет объем 89 см3. 2. Кубик размерами 4х5х2 см3 имеет массу 100 г. 3. Из какого металла изготовлена деталь, если ее масса 3, 9 кг, а объем 500 см3. 4. Мраморная плита имеет объем 0, 02м3, если масса плиты 54 кг. 5. Масса газа, заполняющего шар объемом 6 м3 равна 7, 5 кг. 6. Алюминиевый куб ребром 10 см имеет массу 1кг. 7. Оконное стекло длиной 60 см, высотой 50 см и толщиной 0, 5 см имеет массу 3750 г. 8. Какая жидкость налита в сосуд объемом 62, 5 л, если ее масса равна 50 кг. (слайд № 19) 6. ИТОГИ УРОКА сегодня мы познакомились с новым понятием плотность. РЕФЛЕКСИЯ (слайд № 20) Лист самооценки Оценочный лист ученика 7 класса ____________________________________________ по теме «_______________________________» № Моя успешность на уроке оценка 1 Определение темы урока (кроссворд) 2 Целеполагание 3 Физический опыт 4 Решение задачи 5 Выполнение теста