Разработка урока биологии по теме «Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Значение пищеварения»

цели урока: в конце урока учащиеся на основе полученных знаний о пищевых продуктах и питательных веществах смогут составить кластер, схему, памятку о питательных веществах и пищевых продуктах, гигиене питания; научатся определять состав пищевого продукт

Автор: Лефранк Нина Александровна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

SMART –цели урока: в конце урока учащиеся на основе полученных знаний о пищевых продуктах и питательных веществах смогут составить кластер, схему, памятку о питательных веществах и пищевых продуктах, гигиене питания; научатся определять состав пищевого продукта, его питательную ценность. Задачи: образовательная: сформировать у учащихся знания о составе пищи, питательных веществах, их функциях, показать необходимость сбалансированного питания; развивающая: развивать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, умения работать с учебником и дополнительной литературой, продолжить формирование умений и навыков групповой работы; воспитательная: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, культуру речи, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, лист самооценки, пищевые продукты. Тип урока: комбинированный. Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах. Модули Программы, используемые на уроке: 1. Новые подходы в преподавании и обучении. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование ИКТ в преподавании и обучении. 5. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. План урока: 1. Организация класса. 2. Актуализация знаний. 3. Повторение опорных знаний. 4. Усвоение новых знаний. 5. Формирование умений и навыков. 6. Закрепление изученного материала. 7. Выводы и рефлексия. 8. Домашнее задание. Ход урока: I. Организация класса. 1)Деление на группы (мандарин, йогурт, жевательная резинка). Ознакомление с правилами работы в группе: 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. 3. Записывай идеи. 4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 5. Не бери всю инициативу на себя. 6. Не жди подсказки. 2)Разъяснение по заполнению листа самооценки (приложение 1). II. Актуализация знаний. Эпиграф урока: «Мы есть то, что мы едим» (буквальный перевод «Ты есть то, что ты ешь») – Гиппократ. (презентация, слайд3). Гиппократ считал, что болезнь человека – это результат нарушения питания, привычек и характера. Прежде чем, мы приступим к теме урока, скажите мне, что общего между человеком и машиной? (между бензином и пищей?) (нужна энергия для работы, которую получают с топливом - пищей). Урок я хочу начать с таких слов: "Я надеюсь, что те знания, которые вы получите сегодня на уроке, пригодятся вам в вашей жизни, потому, что тема нашего урока «Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение пищеварения». Выход на цель урока. Давайте сформулируем вопросы, над которыми мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке. Какова цель нашего урока? Учащиеся определяют цели и задачи урока, после чего учитель знакомит класс с целями, которые ставит учитель (презентация, слайд 2, 3). Чтобы достичь данной цели мы сегодня с вами будем решать ряд задач: - выясним, что такое питательные вещества и какова их роль в жизнедеятельности человека; - познакомимся с основными продуктами питания, содержащими данные питательные вещества; - выясним, каковы правила здорового питания. III. Повторение опорных знаний. Фронтальный опрос: 1. Какое значение имеет дыхание в нашей жизни? 2. Какие органы образуют дыхательную систему? 3. Как изменяется состав выдыхаемого воздуха? 4. За счет чего осуществляются акты вдоха и выдоха? Итоговый тест по теме «Дыхательная система» (приложение 2). Взаимоценивание (приложение 3, презентация, слайд 4). IV. Усвоение новых знаний. Диетологи говорят: «Если отец болезни не известен, то ее мать всегда – питание». Кто из вас может ответить, что такое питание? Питание –процесс поступления в организм питательных веществ. Каждый день мы принимаете пищу. Зачем мы это делаем? (пища – источник энергии; пища – источник строительного материала; пища - источник веществ, участвующих в обменных процессах организма). Как считают ученые – медики, мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. За ошибки в питании мы расплачиваемся своим здоровьем. Давайте попробуем разобраться в понятиях «пищевые продукты» и «питательные вещества». В процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Он строит дома и заводы, управляет станками и машинами, вспахивает и засаживает землю, убирает поля, совершает тысячи других полезных дел. Даже в состоянии покоя человек, сам того не сознавая, продолжает совершать работу, так как у него сокращается сердце, происходят дыхательные движения, осуществляется обмен веществ в каждой клетке его организма. А для совершения работы человеку необходима энергия. Откуда человек получает энергию? Из пищи. Полноценная пища должна содержать все вещества, необходимые организму. Тело человека в среднем содержит 15-20% белков, 19% -жиров, 0, 6%-углеводов, 60-65%-воды, 5, 8%-солей. Эти вещества должны постоянно пополняться. Их человек получает с пищей и называются они –питательными веществами. А что из себя представляют питательные вещества, мы с вами узнаем после того, как вы изучите материал самостоятельно, а затем расскажите его всему классу. На подготовку дается 10 минут. V. Формирование умений и навыков. Работа в группах по учебнику п. 42 и дополнительному материалу. 1 группа. Питательные вещества. Задания: 1. составьте кластер «Питательные веществ» 2. в кластере отразите следующую информацию: a) шесть групп питательных веществ b) выполняемые функции c) продукты, в которых содержатся d) суточная потребность 2 группа. Пищевые продукты. Задание: Составьте схему «Пищевые продукты», в которой отразите следующую информацию: 1. две группы пищевых продуктов 2. функция 3. какие питательные вещества содержат 4. примеры пищевых продуктов 3 группа. Гигиена питания. Задание: Прочтите текст (приложение 4), используя предложенный материал, составьте памятку «Правила питания». Самостоятельная работа в группах. Выступления групп с защитой своего продукта деятельности. VI. Закрепление изученного материала. Задание 1. Распределите предложенные пищевые продукты в две колонки: пищевые продукты: а)животного происхождении, б)растительного происхождения (презентация, слайд 5). Задание 2 (на формирование функциональной грамотности). Группам предложены пищевые продукты: пачка супа рисового с мясом, продукт сырный с грибами, сухарики ванильные в упаковке. Определите состав пищевого продукта, его питательную ценность. VII. Выводы и рефлексия. Итак, пища является одним из важнейших факторов существования человека. Пища – это источник калорий, витаминов, строительного материала. Без еды невозможна жизнь. С едой мы получаем все необходимое для жизнедеятельности организма. Эти вещества входят в состав клеток организма. Питательные вещества усваиваются организмом. Те вещества, которые расходуются в процессе жизнедеятельности, заменяются новыми. Поэтому одна из функций питательных веществ –строительная. Пища является источником химической энергии, которая превращается в организме в другие виды энергии, например в тепловую, механическую. Следовательно, другая функция питательных веществ –энергетическая. Рациональное питание –это питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, высокий уровень работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, максимальную продолжительность активной жизни. Почему для деления на группы я использовала мандарин, йогурт, жевательную резинку? (мандарин –пищевой продукт растительного происхождения, йогурт –пищевой продукт животного происхождения). Можно ли жевательную резинку считать пищевым продуктом? Почему? Рефлексия. Допишите фразу «За свое питание я могу себе поставить …, потому что …?» Комментирование листа самооценки. Все присутствующие на уроке получают памятку «Продукты для улучшения работоспособности организма» (приложение 5). VIII. Домашнее задание. п. 42, заполнить таблицу. происхождение пищи пищевые продукты питательные вещества функции растительная 1. хлеб 2. 1. раститель-ный белок 2. 1. строи-тельная 2. Приложение 1. Лист самооценки и оценки педагога Ф. И. ученика ………………………………………. Инструкция самооценки работы ученика в ходе урока 1. Внимательно прочитай критерии оценивания. 2. Подумай, постарайся как можно точнее определить количество баллов по каждому критерию (очень хорошо-3 балла, хорошо-2 балла, мог лучше-1 балл) и запиши в таблицу. 3. Подсчитай общее количество баллов, запиши в таблицу. Критерии оценивания Самооценка Оценка учителя 1. Участвовал в определении темы урока 2. Выполнил тест 3. Выполнял своё задание в группе 4. Помогал другим участникам группы 5. Выполнил творческое задание 6. Провёл исследование 7. Участвовал в сборе информации 8. Участвовал в освещении вопроса 9. Взаимодействовал в группе Общее количество баллов После заполнения таблицы учитель подсчитает средний балл Средний балл …………………………. Если средний балл -22-27, отметка «5» Если средний балл-15-21 , отметка «4» Меньше 15 баллов- нет отметки Отметка ………………………….. Приложение 2. Тест «Дыхание». Инструкция: Вам предлагаются задания с одним правильным ответом из пяти предложенных. Выберите правильный ответ. 1. Газообмен –это: а)процесс поглощения кислорода б)процесс выделения углекислого газа в)процесс поступления вдыхаемого воздуха в легкие г)совокупность процессов обмена газами между организмами (клеткой) и средой путем диффузии 2. Углекислый газ образуется в: а)легких б)клетках тела в)воздухоносных путях г)эритроцитах 3. Гемоглобин –это: а)красный железосодержащий пигмент крови б)форменный элемент крови в)белок, переносящий кровь г)вещество, входящее в состав плазмы 4. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем выражается в том, что они: а)состоят из органов б)обеспечивают газообмен в легких и тканях в)доставляют органам и тканям кислород г)удаляют из клеток углекислый газ 5. Канцерогенным веществом табачного дыма является: а)углекислый газ б)угарный газ в)бензопирен г)сероводород Инструкция: Вам предлагаются задания, в которых может быть несколько правильных ответов. Выберите правильные ответы. 6Дыхание –это: а)процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа б)процесс поступления питательных веществ в)процесс окисления органических веществ с выделением энергии г)процесс расщепления органических веществ д)газообмен в легких и тканях е)процесс выделения из организма продуктов жизнедеятельности 7. Органами дыхательной системы являются: а)носовая полость б)глотка в)мочеточники г)трахея д)бронхи е)мочеточники 8. Причиной поступления воздуха в легкие при вдохе является: а)сокращение межреберных мышц б)расслабление межреберных мышц в)сокращение диафрагмы г)снижение давления в плевральной полости д)расслабление диафрагмы е)увеличение давления в плевральной полости Инструкция: Вам предлагаются задания, в которых нужно установить соответствии. 9. Соотнесите орган дыхательной системы с выполняемой им функцией: Орган дыхательной системы Функция 1. носовая полость а) проведение воздуха из глотки в трахею 2. гортань б) газообмен 3. легкие в) согревание и очищение воздуха 10. Установите соответствие: Воздух Содержание газов: 1. вдыхаемый воздух а) кислорода -16%, углекислого газа -4%, азота -79% 2. выдыхаемый воздух б) кислорода -16%, углекислого газа -2%, азота -72% в) кислорода -21%, углекислого газа -0, 03%, азота -79% Приложение 3. Взаимооценивание. 1г 2б 3а 4б 5в 6авд 7агде 8авг 9) 1-в 2-а 3 -б 10) 1-в 2 –а Правильных ответов 20. ошибки оценка 0-2 «5» 3-6 «4» 7-12 «3» >12 «2» Приложение 4. Гигиена питания. «Сознательное отношение к питанию предполагает, что человек руководствуется при приеме пищи не только аппетитом, но и требованиями гигиены питания. В любом возрасте питание должно быть сбалансированным: количество пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Пища должна быть разнообразной и включать различные продукты, содержащие различные питательные вещества: белки, жиры углеводы, минеральные соли, витамины. В зимне-весенний период следует специальное внимание обращать на содержание в пище свежей зелени и овощей. Учащимся следует принимать пищу 4 раза в сутки: первый завтрак дома – в 800 ч, второй, тоже горячий завтрак –в школе, во время большой перемены; обед –по возвращении из школы; ужин –не позже, чем за полтора часа до сна. Пищу необходимо применять в строго определенное время. Благодаря этому, пища лучше усваивается, меньше вероятности развития желудочно-кишечных заболеваний. Пища должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и видом. Для того, чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать еду с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное сокогонное действие (в обед –бульон, наваристый суп, перед основным блюдом небольшая закуска –овощной салат). Во время еды не следует отвлекаться, заниматься какими-либо посторонними делами, так это снижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ. Тщательное пережевывание пищи укрепляет десны и зубы, развивает весь костно-мышечный аппарат. Слишком горячая пища (температура пищи свыше 50оС) раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к ее хроническому воспалению. Вредна и холодная пища. Острая пища (с большим количеством горчицы, уксуса, перца) раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, а также вредно действуют на печень. Прием пищи на ночь нарушает сон. Кроме того, при этом усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела. Поэтому ужин должен включать преимущественно легко перевариваемую, молочную, растительную пищу, с малым содержанием белка и жира». Приложение 5. Продукты для улучшения работоспособности организма Продукты для увеличения энергии и заряда мозга Продукты для получения заряда энергии Продукты для улучшения зрения Продукты против простуды 1. Баклажан 2. Изюм 3. Кукуруза 4. Инжир 5. Тунец 6. Шпинат 7. Курица 8. Листья репы 9. Зеленые бобы 10. Треска 11. Фасоль 12. Мед 13. Грецкий орех 14. Семечки подсолнечника 15. Лимон 16. Шалфей 1. Лосось 2. Креветки 3. Вода 4. Индейка 5. Листовая горчица 6. Укроп 7. Сливы 8. Папайя 9. Груша 10. Цветная капуста 1. Клубника 2. Морковь 3. Фруктовый коктейль 4. Льняные семечки 1. Апельсиновый сок 2. Перец 3. Зеленый чай 4. Тыквенные семечки 5. Тыква 6. Молотая корица 7. Чеснок 8. Стручковый перец 9. Клюква 10. Мандарины