Конспект урока по русскому языку "Распознавание падежей имен существительных. Склонение"

Данный конспект предназначен для урока русского языка в 3 классе

Автор: Умуртаева Назым Болтаевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели: Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Умение распознавать падежи: повторить имеющиеся знания о склонение имен существительных; закреплять умения склонять имена существительных. Развивать мышление, внимание, память. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать взаимоуважение, интерес к предмету. Оборудование: презентация, карточки, тесты. Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. - Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, тетради, ручки, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. – Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха. 2. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имени существительного по падежам и склонениям. - Что такое имя существительное? 3. Грамматическая сказка. (2 слайд) «Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительным. Родился – стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным» - О чем эта сказка? (о падежах) - У падежей как-то спросили: - А зачем вы нужны существительным? - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение существительного к другим словам в предложении. - А как именно? - Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее)». - Сколько падежей есть в русском языке?(6 падежей) - Как называется 1 падеж? (Именительный) (3, 4 слайд) -Как называется 2, 3, 4, 5, 6 падеж? (5-16 слайды) 4. Работа по карточке. Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок. Вы должны исправить ошибки Даю И. п. кем? чем? Вижу Р. п. кому? чему? Думаю Д. п. о ком? о чём? Нет В. п. кого? что? Любуюсь Т. п. кого? чего? Есть П. п. кто? что? Проверка - А что такое склонение? - А сколько склонений вы знаете? (3) -Какие имена существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению, 3 склонению? 5. Словарный диктант. Игра "Подскажи словечко» С красной строки, с большой буквы записываем словарный диктант. • Вам необходимо закончить строчку в стихотворении и записать это слово и определить склонение. Определите к какому склонению относится это существительное. Нет конца у строчки Где стоят три точки… Кто придумает конец, Тот и будет…. Молодец (2) Я с собой её ношу, Не макаю, но пишу. Замечательная штучка Самопишущая … ручка(1) От кого, мои друзья Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нам бродит … тень(3) В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист; "Здорово, дрозд, приятель!" И ставит подпись … дятел(2) По ночам во мне Ванятка До того задремлет сладко, Что не хочется вставать Что за штука я? … кровать(3) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все … солнце (2) По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … крокодил(2) Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет … черепаха(1) Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я … осень(3) На ромашку у ворот Опустился вертолет - Золотистые глаза Кто же это? … стрекоза(1) В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется … медведь(2) -К какой части речи относятся эти слова?(сущ). Что надо сделать чтобы определить склонение имен существительных? (поставить существительное в начальную форму, выделить окончание, определить род) Проверка. 7. Физминутка Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали- А потом пустились вскачь, Будто мы — упругий мяч. 8. Задание. Определить падеж имен существительных. Определите склонение и падеж имен существительных. I группа. Без кисти (Р. п.), по капле (Д. п.), с неба (Р. п.), о речке (П. п.), после дождя (Р. п.), к дубраве (Д. п.), на колос (В. п.), над лесом (Т. п.), у горы (Р. п.), под землей (Т. п.). II группа. Над морем (Т. п.), с тишиной (Т. п.), об облаке (П. п.), около львицы (Р. п.), для жизни (Р. п.), в сумке (П. п.), к сирени (Д. п.), по лесу (Д. п.). 3 группа На траву (В. п.), с топором (Т. п.), от мороза (Р. п.), на заводе (П. п.), к товарищу (Д. п.), по мосту (Д. п.), около дома(Р. п.), за сестрой (Т. п.) 9. Работа в группах. №1 1 группа Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. Гулять (?) по ___________ (Д. п.) Играть (?) с ____________ (Т. п.) Катать (?) у ____________ (Р. п.) Лепить (?) _____________ (В. п.) 2 группа Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного: 1. Календарь (погода) ____________________ (…п) 2. Подвиг (герой) ________________________ (…п) 3. Читать (книга) ________________________ (…п) 3 группа Запиши словосочетания, раскрывая скобки. Определи падеж имени существительного: 1. Гордиться (страна) ____________________ (…п) 2. Думать (друзья) ______________________ (…п) 3. Идти (дорога) ________________________ (…п) Работа в группах. №2 1 группа. Выпишите имена существительные 1 склонения, 2 группа - 2 склонения, 3 группа-3 склонения. Береза, суббота, ягода, метель костер, металл, победа, дочь, ракета, сахар, телефон, электричество, лопата, мышь, растение, ученик, билет, железо, алфавит, радость, осень. Работа в группах. №3 1 группа Прочитать слова. Как вы думаете, по какому признаку их можно разделить на три группы? Напиши их столбиком. Слива, ягода, тыква, морковь, лимон, фасоль, лето, зима, осень, птица, снегирь, ночь, перо, тетрадь, сирень, поле, осина, пустыня, день, новость. 2 группа Просклонять существительные Гнездо, волна 3 группа Составить словосочетания, поставив существительные в нужный падеж. Указать падеж существительного. Готовились к (отлёт), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работ), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом). 9. «Несклоняемые существительные» - К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Ю - Например, метро. - Какие вы знаете несклоняемые существительные? - Эти слова пришли к нам из других языков.. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. - Давайте познакомимся с этими словами поближе. Чтение стихотворения учителем. Дети читают на доске, про себя и стараются запомнить как можно больше слов. Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри, И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй! 10. Игра «Исправь ошибку!» В нашем языке много слов, заимствованных из других языков. Послушайте шуточное стихотворение и скажите, какие существительные произносятся в нем неправильно и почему? Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне. А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура, Ходит, бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезъян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенснию, Хохотал на всю киню. Учащиеся находят существительные, которые произносятся неправильно. Эти слова - несклоняемые, они заимствованы из других языков и не адаптированы к нашим правилам. Кашне- шейный платок или шарф, надеваемый на шею под пальто. Какаду-это попугай с хохолком на голове Пенсне - это очки, которые держатся только на переносице за счет пружинки. Манто - женская верхняя одежда просторного покроя Пари – договоренность между двумя или несколькими участниками 11. Кластер «Имя существительное» Графический диктант. Тест. 11. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? 12. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. 13. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. 14. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. 15. Имена существительные изменяются по числам и падежам. 16. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. 17. В русском языке шесть падежей. 18. При склонении имён существительных изменяется только окончание. 19. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто? 20. Имена существительные бывают только женского и среднего рода. 12. Итог урока Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Как вы думаете, кто сегодня работал на «5», «4», «3»? Оцените свое участие на уроке Д. З раздаю картинки – разукрашки: просклонять слово сущ.