Cоздание информационно-образовательной среды как фактор информатизации колледжа

Внедрение электронного обучения - это одно из направлений Государственной программы развития образования в РК до 2020 года. Изменение социально-экономических условий, динамичность современной общественной жизни приводят к необходимости колледжа постоянно

Автор: Бекмурзиева Саяхат Малдыбатыровна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Внедрение электронного обучения - это одно из направлений Государственной программы развития образования в РК до 2020 года. Изменение социально-экономических условий, динамичность современной общественной жизни приводят к необходимости колледжа постоянно совершенствоваться, внося новшества в процесс обучения учащихся. На развитие инновационно-образовательной деятельности влияют как факторы внутренней, так и внешней среды колледжа. Внешняя среда характеризуется повышением конкуренции, изменениями в государственной политике, направленной на модернизацию образовательной системы, изменениями, касающимися контингента поступающих, и требований к выпускникам со стороны работодателей. Меняется и внутренняя среда колледжа. Компетентностный подход, новое поколение Государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования требуют существенной коррекции в организации учебного процесса, в технологиях обучения. Все эти факторы приводят к необходимости увеличения и распространения педагогических инноваций, которые позволят вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Системообразующими факторами для такой системы являются цели и результаты внедрения информационных и коммуникационных технологий. Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников. Считается, что использование ИКТ в образовании расширяет доступ к возможностям обучения. Оно может повысить качество образования за счет передовых методов преподавания, улучшить результаты учебного процесса и создать возможности для реформирования или более эффективного управления системами образования. Тем менее, в нашем колледже ежегодно укрепляется материально – техническая база. Образовательный процесс – это главный объект информатизации в колледже. Информатизация образовательного процесса заключается в повышении качества деятельности педагогов и студентов, целенаправленном формировании информационной культуры личности, ориентированном на приобретение информационных знаний, выработку информационных умений. Создание единой информационно-образовательной среды колледжа на основе сетевых технологий способствует решению следующих задач: • Обеспечивается развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства, дающего выход колледжу в общее информационное пространство. • Развивается интегрированная информационно-образовательная среда колледжа, использующая современные информационные, сетевые и дистанционные технологии во всех формах обучения, повышения квалификации и самообразования. • Обеспечивается высокий уровень информационной подготовки студентов всех специальностей, позволяющей выпускникам колледжа осуществлять полноценное и эффективное участие в социальной, общественной и профессиональной сфере в условиях современного информационного общества. • Осуществляется информационная поддержка процесса административного управления колледжем, позволяющая гибко адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям. • Продолжается совершенствование организационной инфраструктуры процесса информатизации образовательной, научной и административной среды колледжа. Целью информатизации образовательной среды колледжа является переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и цифровых образовательных ресурсов; создание условий для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий; повышение уровня ИКТ-компетентности студентов и преподавателей; формирование и развитие единого информационного пространства колледжа, повышение качества образования в целом. В настоящее время осуществляется второй этап программы информатизации колледжа, заметна положительная динамика в обеспечении компьютерной техникой, необходимыми лицензионными программами. Переносные автоматизированные рабочие места преподавателей способствуют активному использованию мультимедийных учебников, электронных пособий, тестовых программ, а в целом - повышению интереса студентов к занятиям. В целом, интернет-ресурсы способствуют профессиональной и дополнительной подготовки обучающихся, организации поисковой, творческой и научно-исследовательской деятельности, участию в телекоммуникационных проектах и интернет-экзаменах. ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках преподавателя, им надо владеть и широко использовать на своих занятиях и во внеурочной деятельности. Наличие компьютерного класса, медиацентра с выходом в Интернет обеспечивают более качественное выполнение самостоятельной работы, домашних контрольных работ, курсовых и дипломных проектов студентами. Актуально для колледжа и дистанционное обучение, особенно на заочном отделении. В условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты меняются требования и к преподавателю. Современный педагог – это не только специалист, глубоко знающий свой предмет, но и проектировщик, конструктор образовательной среды. На его долю, говоря словами Л.С. Выготского, «выпадает активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым разным способом, чтобы они осуществляли ту задачу, которую он перед собой поставил». Уровень ИКТ компетентности преподавателей колледжа определен в результате самоанализа. Это -состоят в различных профессиональных сетевых сообществах, имеют возможность обмениваться опытом и получать компетентную консультативную помощь по учебным дисциплинам, методическим аспектам, участвовать в интернет-конкурсах и проектах. Стремясь к реализации миссии колледжа: «От профессионализма преподавателя к профессионализму выпускника», в педагогическом коллективе уделяется особое внимание совершенствованию методической работы посредством включения преподавателей в процесс практического применения ИКТ по следующим направлениям: -организация практикумов, мастер-классов; -информирование преподавателей об информационно-методических материалах по применению ИКТ через выставки, методические бюллетени, заседания творческих групп; -обобщение опыта работы преподавателей, активно внедряющих ИКТ в педагогический процесс; -пополнение методической копилки электронных материалов (лекции по учебным дисциплинам, практические задания, контрольно-измерительные материалы); -развитие сетевого взаимодействия в среде Campus, на сайте «Сеть творческих учителей» и др. По мнению Д.Джонсона, специалиста по обучению ИКТ: «Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями – но учителя, которые не используют технологии, будут заменены учителями, которые их используют». Большинство педагогов колледжа осознают необходимость инновационной деятельности, понимают требования времени и стремятся к самосовершенствованию. Такие требования относятся и современному выпускнику, предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития Атырауского политехнического колледжа. Для этого в колледже создается целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса (Студент – Преподаватель – Администрация – Родители). Внедрение информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику позволяет «погрузить» обучающихся, преподавателей, администрацию в динамичный и интерактивный образовательный процесс. Отсюда вывод: анализируя опыт использования ИКТ на различных занятиях, можно отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: -активизировать познавательную деятельность обучающихся; -проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; -обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); -повысить объем выполняемой работы на уроке; -усовершенствовать контроль знаний; -рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; -формировать навыки исследовательской деятельности; -обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Эффективность реализации программы информатизации определит время, но уже сегодня понятно, что информационная образовательная среда будет развиваться, позволит колледжу, с одной стороны, укрепить свое положение регионального центра информатизации, с другой стороны, повысить его конкурентоспособность в образовательном пространстве, уровень информационной культуры преподавателей и студентов будет повышаться, а сетевое взаимодействие станет более качественным и востребованным.