Конспект урока русского языка в 8 классе "Второстепенные члены предложения"

На данном уроке учащиеся совершенствовуют навык отличия свойств второстепенных членов предложения от главных, развивают логическое и творческое мышление. Это урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ. Форма организации деят

Автор: Ананьева Марина Зайдышевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели урока: 1)образовательная: повторить, систематизировать, активизировать и проверить полученные ранее учащимися знания о второстепенных членах предложения, их видах; совершенствовать навык отличия свойств второстепенных членов предложения от главных 2)развивающая: развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; 3)воспитательная: воспитывать любовь к Родине, интерес к предмету; учить детей быть доброжелательными, внимательными друг к другу и своим близким; 4) здоровьесберегающая: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизических особенностей. Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ. Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное оборудование, тест Методы обучения: словесный, наглядный. Форма организации деятельности учащихся: работа в парах, в группе, самостоятельная работа. Основная часть урока Что делают Содержание этапов урока Учитель Ученик I. Организация класса Проверяет готовность класса к уроку. Предлагает записать дату урока. Записывают дату и вид урока. II. Мотивационный этап. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого-то из вас с утра хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с эмоциональной зарядки. (Слайд №1)Определите предложение по цели высказывания и по интонации. Найдите грамматическую основу предложений Устная работа. Выразительное чтение стихотворения. Определяют предложения по ЦИ. Находят грамматические основы III. Актуализация знаний. Сопоставительный анализ предложений. Докажите, что 2 предложение (слайд 2) - сложное предложения. Находят грамматическую основу, определяют тип предложений по наличию второстепенных членов предложения. Дают определение распространённого и нераспространённого предложения. IV. Определение темы и цели урока. Предлагает определить тему урока и записать. Подсказка слайд № 2 Определяют тему и цели урока V. Этап обобщения и систематизации знаний VI. Этап применения изученного. Анализ Синтез 1. Фронтальный опрос. Метод «Карусель» (приложение 1) 1. У каждого подписанный листочек с вопросами, отвечают и предают по цепочке «каруселью». 2. Работа с учебником и самостоятельно Метод «Органайзер» Презентация работ (метод «Скатерть») 3. Проверочная работа 1)Цифровой диктант. (Приложение2) 2. Работа в группах. Составляют кластер: 1 группа- дополнение 2группа- определение 3 группа- обстоятельство Защищают работы и вывешивают на доску 3. Работа в парах 1)Ответ: 33113232321 2) Работа с таблицей. Заполните пропуски. (Приложение 3) 2) Заполняют таблицу «Обстоятельство» 3) Тестирование (слайды) 3) Отвечают по цепочке VII. Подведение итогов учебного занятия. Синтаксическая дуэль. Моя родина Казахстан скоро будет праздновать День Независимости. Выходят к доске 2 уч-ся и производят синтаксический разбор предложения Работа с текстом (Приложение 4) Домашняя работа Написать сочинение-эссе «Моя Родина-Казахстан» Рефлексия. - Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать? - Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом? - Полезна ли была информация урока? Оценивают работу на уроке Я а) усвоил... б) вспомнил... в) пополнил знания... Приложение 1 Карточки 1. Второстепенные члены – это ………………….. 2. Чайки распустили крылья. Крылья- это второстепенный член предложения………………….. 3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает ……………, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы ……………………………………………………….. 4. На какие группы делится дополнение? Солнце ярко освещало берёзовую рощу. Здесь дополнение ………………, оно стоит в ………………………. падеже и называется ……………………. 5. Мы разговорились об интересных книгах. Здесь дополнение ………………, оно стоит в ……………. падеже и называется ……………………. 6. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает ………………., поясняет члены предложения, выраженные ……………….. и отвечает на вопросы ………………. 7. Двадцатипятилетний юбилей. Это определение ……, потому что вид связи……………………….. Любовь к Родине. Это определение ……………, потому что вид связи………………………………….. 8. Особый вид определения? Это ……………………., которое выражено …………………………………. . 9. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает ………и отвечает на вопросы …………………………. Приложение 2 1. - согласованное определение 2. - несогласованное определение 3. - приложение Газета «Казахстанская правда», солдат-пехотинец, открытые сердца, изумлённый взгляд, Ишим-река, платье в горошек, город Астана, здание из стекла, врач-стоматолог, шуба из норки, карие глаза. Приложение 3 Работа с таблицей. Заполните пропуски. Уступки ? Цели Образа действия ? Времени Причины ? ? ? При каком условии? ? ? Как? Как что? ? ? Где? Куда? Откуда7 ? Приложение 4 Родной язык надо любить и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто. Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать… (М. Горький) Задание по тексту: (Слайд) 1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали. 2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали. 3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В. М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т. е. является дополнением и определением / мысли людей б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли чьи? людей). в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли) 4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя в) косвенное дополнение /передать другому/ г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить Оценочный лист № Задания 3 балла 2 балла 1 балл 1 «Карусель» 2 «Органайзер» 3 Цифровой диктант. 4 Работа с таблицей. 5 Тестирование 6 Синтаксическая дуэль. 7 Работа с текстом Всего Имя «Кар» «Орган» Ц. дик таблица Тест Син дуэль Работа с текстом Всего Жанель Айиша Назерке Молдур Кайнель Алишия Настя Дастан Альнур