Учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в современных условиях

Младший школьный возраст –это период позитивных изменений и преобразований.Глубокие изменения,происходящие в психологическом облике младшего школьника,свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.

Автор: Байтабенова Аида Бейбитовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Младший школьный возраст –это период позитивных изменений и преобразований. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В этот период на качественно новом уровне реализуются потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, преобритающего собственный опыт действия в этом мире. Предпосылкой для формирования способностей в период младшего школьного возраста являются любознательность, свежесть и острота восприятия, яркость воображения, конкретность мышления. Младшего школьника отличает готовность все усваивать, доверчивость к авторитету, вера в искренность всего, чему учат. У младших школьников на первый план обычно выступает любознательность-первоисточник будущей исследовательской мысли. Другая важнейшая предпосылка развития умственных способностей-особенность саморегуляции, выступающая во всех психических актах. Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей, переход от одной к другой обусловлен внешними и внутренними условиями. И поэтому ребенок 6-7 лет уже готов к началу школьной жизни. Это время является наиболее благоприятным для умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью и реализовать все. Но у младших школьников есть свои особенности, которые имеют большое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы. Они заключаются в следующем: 1. Недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта. Социально-нравственный опыт является основой для воспитания в ребенке чувства ответственности, осознания им понятия необходимости. Опора на этот опыт позволяет ученику регулировать свое поведение в коллективе, сдерживать импульсивные желания, подчиняться общественным порядкам, радоваться успехам товарищей. 2. Преобладание актуальной потребности и импульсивной активности. У ребенка возникают разные потребности, дети переживают их как неотложное актуальное хотение. Чем беднее социально-нравственный опыт, тем сильнее действует запрет, тем труднее самому ребенку отказаться от актуальных потребностей. Импульсивная активность пробуждает и ассоциативную речь ребенка. Ребенок не в состоянии сдерживать возникшую мысль, он спешит ее рассказать всем, лишь только она всплывет в памяти. 3. Стремление к игровой деятельности. Что такое игра и почему дети стремятся к ней? Внутренние, врожденные силы ребенка несут в себе импульсы к движению, они сами стремятся к развитию, движение и является их естественным состоянием. Игра, следовательно, не способ выброса лишней энергии, а основная форма развития, форма свободного проявления функциональной энергии. Младший школьник не может быть без активности, без игры. Приостановить игровую деятельность и насильно включить в другую, противоречащую движению функциональных сил, -значит затормозить всесторонее развитие и раскрытие его задатков. Иначе говоря, в педагогическом процессе хотение ребенка учиться и воспитываться должно перерасти в потребность к познанию и самовоспитанию. Для этого необходимы такие психологические факторы: вовремя реализовать возможности. Эта универсальная возможность включает в себя систему функциональных сил, механизм возможных человеческих умений (владеть речью, мыслить, запоминать). Однако все возможности будут реализованы лишь при наличии соответствующей материальной и социальной среды, целенаправленного обучения и воспитания. Ориентироваться на завтрашний день развития. Таким образом, в младшем школьном возрасте важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и прочие), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществляемых каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость от познания, не приобретет умений учится, не научится дружить, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует более высоких душевных и физических затрат. Именно поэтому, учителям начальных классов необходимо учитывать возрастные индивидуальные особенности младших школьников в практической деятельности.