Урок математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений"

Урок по изучению нового материала в ходе которого формируется у учащихся умения упрощать буквенные выражение с применением распределительного свойства умножения; знакомство с понятиями подобных, членов и числового множителя; формирование активной личности

Автор: Бекпутина Светлана Ермекпаевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: организация деятельности учащихся по изучению нового материала; формирование у учащихся умения упрощать буквенные выражение с применением распределительного свойства умножения; знакомство с понятиями подобных, членов и числового множителя; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Устный счет. 3. Математический диктант с самопроверкой. I вариант II вариант 1) Переместительное свойство сложения 1) Переместительное свойство умножения 2) Сочетательное свойство умножения 2)Сочетательное свойство сложения 3) Распределительное свойство умножения относительно сложения 3)Распределительное свойство умножения относительно вычитания 4) Решить уравнение 7х=161 4)Решить уравнение 4х=216 5) Решить уравнение 240/y=24 5)Решить уравнение 350/y=10 6) Вычислить 215*6-6*15 6)Вычислить 163*5+37*5 7) Упростить 5*х*4 7)Упростить y*7*5 Проверка диктанта 1)а+в=в+а 1)а*в=в*а 2)(а+в)*с=а*(в+с) 2)(а+в)+с=а+(в+с) 3)(а+в)*с=а*с+в*с 3)(а-в)*с=а*с-в*с 4)х=23 4)х=54 5)y=10 5)y=38 6)1200 6)1000 7)20х 7)35y За правильные ответы ставим +, неправильные – 7+ - оценка «5» 5-6+ - оценка «4» 3-4+ - оценка «3» 4. Изучение нового материала Распределительное и сочетательное свойства умножения помогают нам решать не только примеры на вычисления, но и различные задачи. Тема нашего урока «Упрощение выражений» при её изучении пригодятся полученные ранее знания и навыки. Наша цель: научиться упрощать выражения и познакомиться с понятиями «подобные члены» и «коэффициент». Рассмотри задачу: На столе лежат три коробки с карандашами. В первой х карандашей. Во второй – в 2 раза больше, а в третьей в 5 раз больше, чем в первой. Сколько карандашей во второй и третьей коробках. Всего во второй и третьей 2х+5х. Попробуем преобразовать его, применяя распределительное свойство умножения 2х+3х=(2+3)*х=5х Из каких множителей состоит это выражение? (5 и х) 5 – числовой множитель Х – буквенный множитель Таким образом, распределительное свойство умножения позволяет упрощать буквенные выражения. 3а+7а=а*(3+7)=10а 27y -12y=(27-12)y=15y 49х+х=(49+1)х=50х 63в-в=(63-1)в=62в Числовые множители о произведении называют коэффициентом. Упрощая выражения, мы складываем или вычитаем коэффициенты, а буквенный множитель оставляем без изменения. Возможна и такая запись: 7у-2у=5у; 13х+х=14х Чем отличаются выражения? 12х; 17х; 2у; х; 5у; 8а (Буквенными множителями) Выражения, у которых одинаковая буквенная часть, называются подобными. Выражения 13а+18в упростить нельзя, т. к. у произведений разная буквенная часть. Задание: Упростить выражения и подчеркнуть коэффициент. 1) а) 17х+3х; б) 16а-5а; 2) а) 6х-6х; б) 17в-в; 3) а) 54y-31у; б) 27х+13х+х; 4) а)17у-13а б) 23х-23у; 5) а)2а+1+а+11; б) 7в-5в+13+2в+10 6) а)13у-у+2х+х Какое свойство мы используем при упрощении данных выражений? Почему нельзя упростить выражения в четвертом задании? Чем отличаются пятое и шестое задание? 5. Закрепление полученных знаний. 1. Упростить выражения и указать коэффициенты: 1)27а-6а; 2)57с-14с; 3)100с+45с-2с; 4)96в+3в; 5)72х-14х; 6)124n-20n+6n; 7)38у-у-у; 8)2к+к+к. Ответы: 1) 18а; 2) 71с; 3) 143с; 4) 99в; 5) 58х; 6) 110n; 7) 36у; 8) 4к. Учащимся дается время для самостоятельного решения этого задания, а потом проверяем свое решение по готовым ответам. 2. Решить уравнение и расшифровать слово: 1. 23у-16у=714 2. 5х-х=400 3. 3а+4а+3а=230 4. 5у+8у-13=130 9 102 140 100 23 12 11 С В У И Е Г Т Учащимся показывается портрет Ф. Виета. Франсуа Виет – французский математик. Одним из первых стал числа обозначать буквами. 6. Контроль и взаимоконтроль знаний. Учащимся предлагается тест на 5 минут, затем они обмениваются тетрадями и проверяют тесты по готовым ответам. Учащиеся выставляют друг другу оценки. Тест 1. Упростите выражение: 34х-5х+х А)37х; Б)30х; В)29х. 2. В одной вазе было х цветов, в другой в 2 раза больше. Сколько цветов в двух вазах? А)х; Б)2х; в)3х; Г)4х. 3. Аня решила х уравнений, а Диана - на 4 уравнения больше. Сколько уравнений решили подружки. А)4х; Б)6х; в)2х+4; Г)х+4. 4. Упростите выражение: 4а+10+3а-5+а А)8а+5; Б)7а+5; в)13а; г)13. 5. Даны два выражения: 9*(856+342) и 9*856+8*342. Какое из выражений больше? А)равны; Б)первое; в)второе. Ответы: № задания 1 2 3 4 5 Ответ Б В В А Б 7. Подведение итогов урока. 8. Домашнее задание: 1. Подготовить сообщение о Ф. Виете.