Использование интеллект-карт на уроках физики

Сегодня наука и техника развивается очень большими темпами. Учебная программа по физике составлена так, что на каждом уроке физики необходимо изучать новую тему, причем в объем изучения новой темы входит несколько параграфов учебника. Очень много информации по определенной теме урока можно найти и в сетях интернета.

Автор: Дегтярева Ирина Александровна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

«В душе каждого ребенка есть невидимые струнки. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» В. А. Сухомлинский Сегодня наука и техника развивается очень большими темпами. Учебная программа по физике составлена так, что на каждом уроке физики необходимо изучать новую тему, причем в объем изучения новой темы входит несколько параграфов учебника. Очень много информации по определенной теме урока можно найти и в сетях интернета. Но, именно информационная перегрузка ослабляет думать учащихся. Она ведет к серьезным функциональным нарушениям: ослаблению способности к размышлению и действию. Я, думаю, что образование должно быть направлено на будущее каждого ребенка. А будущее требует от человека умения работать с большим потоком информации. Школа и должна дать ученику способы работы с ней. Сегодня на уроке ученику трудно усвоить в полном объеме все многообразие учебного материала, поэтому важно научить детей мыслить, развивать способность самостоятельно приобретать новые знания, стремиться к саморазвитию и самообучению, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению различных проблем. В решении поставленного вопроса можно сделать акцент на развитие познавательных умений и навыков, которые связаны с ЗУН по саморазвитию. В частности, с умением структурировать информационный материал и знания, уметь делать их визуальное представление, находить новые визуальные продуктивные решения, умение презентовать и делать доступными их для других людей. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний могут выступить интеллект-карты. По мнению М. Е. Бершадского, профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, метод интеллект - карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт. Интеллект-карта - это графическое выражение процесса мышления и эффективный способ ведения записей. Структурирование учебного материала происходит в виде «осьминожки», т. е структура нейрона. Отличительные черты интеллект-карт: -объект внимания (какой либо раздел или глава физики); -основные подтемы, связанные с объектом внимания расходятся от центрального образа в виде ветвей; -ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка и т. д. -ветви образуют связную узловую систему. Качество интеллект-карт можно улучшить с помощью цвета, рисунка, графика, закодированных выражений, а также посредством придания карте трехмерной глубины. Рекомендации по составлению интеллект-карт • всегда используйте центральный образ (название главы изучаемой темы); • как можно чаще используйте графические образы; • для центрального образа используйте три и более цветов; • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы; • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия); • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики; • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте; • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим. Создавая интеллект-карту ассоциируйте. Например: используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты; используйте кодирование информации (например, известных аббревиатур). Стремитесь ясности к ясности в выражении мыслей: придерживайтесь принципа – по одному ключевому слову на каждую линию (это может быть тема одного параграфа учебника), размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова. Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий. Следите за тем, чтобы ваши рисунки были предельно ясными. Старайтесь слова располагать горизонтально. И старайтесь вырабатывать свой собственный стиль. Кроме этого я хотела бы добавить некоторые рекомендации для работы с интеллект-картами: 1. Совершенствуйте достигнутое. 2. Устраняйте ментальные блокады, т.е. добавляйте пустые линии, задавайте себе вопросы, дополняйте карту рисунками, всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга. Положительные аргументы в пользу интеллект-карт: -помогает лучше усвоить, понять учебный материал; -легче повторять, закреплять, запоминать материал, так кА он отображен графически, систематизирован по темам; -четко выражены основные мысли темы; -составив интеллект-карту на уроке легче, легче рассказывать, отвечать на вопросы, полнее передать содержание темы; -интеллект-карта развивает умение находить главную мысль в тексте, отбрасывать второстепенную информацию; -нравится графически отображать учебную информацию, используя свою фантазию; Чему учит интеллект-карта на уроках физики: 1. Выделять основные вопросы изучаемой темы. 2. Формулировать основную информацию. 3. Помогает целенаправленно искать нужную информацию, выделяя главное. 4. Позволяет качественнее подготовиться к контрольным работам, ВОУДу и ЕНТ. Кроме этого на уроке учащиеся, работая с интеллект-картой могут составлять задачи по каждой ветви, различные тесты, составлять вопросы для физического диктанта, использовать при повторении какой-либо темы при подготовке к экзаменам. и т. д. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас. Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт может быть прекрасным инструментом в обучении. На данном этапе работы мною были составлены интеллект-карты при изучении физики 7-11 классах Список литературы 1. М. Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy. ru 2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е. А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г. 3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2005