«Учимся с увлечением» «Технология ТРИЗ – помощник в развитии творческого воображения, критического мышления у детей дошкольного возраста»

Если рассматривать формирование компетенции будущего педагога в рамках системы дошкольного образования, то можно говорить о знаниях, умениях и навыках, способностях, т. е. о готовности специалиста к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе их обучения и воспитания, к эффективному взаимодействию с родителями детей.

Автор: Звонцова Татьяна Фёдоровна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Если рассматривать формирование компетенции будущего педагога в рамках системы дошкольного образования, то можно говорить о знаниях, умениях и навыках, способностях, т. е. о готовности специалиста к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе их обучения и воспитания, к эффективному взаимодействию с родителями детей. Перед педагогами стоит одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей. Профессиональная деятельность воспитателей многогранна, она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками. Ранее утверждалось, что педагогическая деятельность – особый вид общественно – полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности. Теперь мы с уверенностью говорим, что педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие личностных качеств и философского видения мира. Чтобы вовлечь детей в увлекательный мир обучения, подпитать его любознательность и любопытство я использую в своей работе методы и приёмы технологии ТРИЗ. И пусть вас не смущает это громкое название ТРИЗ – «Теория решения изобретательских задач». Все грандиозное начинается с малого. И чем раньше начать развивать у детей творческое, логическое, критическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа. Эта технология используется с целью развития речи детей дошкольного возраста, расширения их словаря, формирования системного, критического, логического мышления, воображения, умения видеть противоречия в любом предмете и явлении, находить пути их разрешения, приближаясь к идеальному конечному результату (ИКР). При использовании технологии ТРИЗ достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию, умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области творческого мышления. Мною разработано и издано методическое пособие «Использование технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи», рекомендованное КЭП ВКО ИПК ПРО к использованию в работе воспитателей предшкольной подготовки, включающие в себя следующие «тризовские» игры. Х – П –«Хорошо – Плохо» СО - «Системный оператор ММЧ – «Моделирование маленькими человечками МФО – «Метод фокальных объектов» «Метод морфологического анализа» «Противоположные значения «Цепочка слов» «Бином фантазии» «Фантастические аналогии». Для повышения мотивации к обучению у детей в рамках НОУ были разработаны и апробированы игры на основе приёма «МА» (морфологический анализ) которые я использовала в качестве материала для развития творческого мышления, воображения, речи детей. Эти игры предусматривают построение таблицы, которая исследуемый объект делит на части, а затем объединяет в целое. Вертикальной осью таблицы служат показатели, характеризующие любую систему от мелкой детали до предмета или объекта. В качестве горизонтальной оси используют части предмета или объекта. Занимаясь с помощью данной таблицы, дети могут придумать «Необыкновенное дерево», «Волшебные лекарственные растения», «Чудо -цветок», «Необыкновенный овощ», «Новую сказку» и т. д. {пр. 1} Игры применяю не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, но и в изодеятельности, где ребята умело выражают свои эмоции через рисунок, аппликацию, лепку. Разрешить противоречия помогают «тризовские» приёмы МФО (метод фокальных объектов), СА (метод символических аналогий). Эти приёмы позволяет рассмотреть предмет или явление в системе проникнуть в глубь явления, найти необычные, нестандартные пути решения, будят и развивают мысль, фантазию. Данные приёмы учат детей ориентироваться в окружающем мире, находить решение любой жизненной задачи. Применяя метод СО (системного оператора), мы получаем представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы, видим причинно -следственные связи так как мы рассматриваем надсистему, систему, подсистему. Можно добавить прошлое, настоящее и будущее системы. Данный метод можно использовать на каждом занятии. На занятиях по обучению грамоте «волшебный экранчик», так мы называем таблицу СО, помогает рассмотреть понятия звук, слово, предложение в системе, увидеть их взаимозависимость. На занятиях по формированию математических представлений, во время знакомства с числом, на этапе «рефлексии» глядя на таблицу СО, дети рассказывают всё о данном числе в «волшебных экранчиках». В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Достичь данной цели можно, если сделать обучение детей интересным увлекательным и в этом мне помогает технология ТРИЗ. Список литературы: Ломова В. А. «ТРИЗ для детского сада» Алматы., 1997 Страунинг А. М., Страунинг М. А. «Игра по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари», «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону, 1993 Никашин А. И. «Дидактические игры для развития творческого воображения детей» г. Ростов-на-Дону, 1992. Никашин А. И., Страунинг А. М. «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии», г. Ростов-на-Дону, 1992. Страунинг А. М. «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности», г. Ростов-на-Дону, 1992. Корзун А. В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010 Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008 Приложение № 1 «Новая сказка». Цель: воспитать любовь и интерес к художественной литературе, к русским народным сказкам. Учить детей воспринимать образ, применяя новые способы преобразования впечатлений - наделяя людей действиями фантастического характера, заимствовать из сказок отдельные фрагменты с незначительными их преобразованиями. Упражнять в придумывании новой сказки, соединив, знакомые персонажи из разных сказок в одну. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Ход игры: С левой стороны таблицы располагаются иллюстрации из сказок: «Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», а внизу таблицы герои из сказок: дед, лиса, волк, яйцо, репка. Уточнить название сказок, цель игры. Выбор героев осуществляют сами дети по таблице. При помощи указки и слов «Жили-были…» дети определяют название сказки. Со словами «…и повстречался им…»- указкой показывают с закрытыми глазами на нижнюю часть таблицы. Что произошло? Например, «Жили-были три медведя и встретили однажды они яичко не простое, а золотое и т. д.». По желанию дети могут нарисовать иллюстрацию к сказке. «Чудо-птица». Цель: воспитать любовь и бережное отношение к пернатым. Учить детей придумывать «чудо-птицу» при этом не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые для ребёнка образы. Расширять представления о животном мире, совершенствовать грамматический строй речи. Ход игры: В таблице по вертикали расположены иллюстрации птиц: ласточка, дятел, журавль, орёл, а внизу части тела. Уточнить представленных птиц, их части тела и цель игры. Играющий ребёнок определяет наугад при помощи указки части тела «чудо-птицы». Например, голова - дятла, лапы- журавля, оперенье – орла, хвост – ласточки. Затем предложить ребёнку придумать название необыкновенной птицы, где может жить такая птица, чем питаться и т. д. «Волшебные лекарственные растения». Цель: воспитать любовь и бережное отношение к природе. Учить «входить» в изображаемое обстоятельство, за счет использования новых приёмов преобразований, создавать новый образ. Развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру. Совершенствовать монологическую форму речи. Ход игры: В таблице, по вертикали, размещены иллюстрации лекарственных растений: подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка. По горизонтали их части. Закрыв глаза, участник игры, определяет наугад части нового лекарственного растения. Стебель от подорожника, лист от мать-и-мачехи, сердцевина от ромашки, цветок от подорожника. Необходимо дать название лекарственному растению – например, «ромашковый подорожник». При желании дети могут изобразить «волшебное лекарственное растение», рассказать, где может оно расти, как можно за таким растением ухаживать, при каких заболеваниях использовать и т. д. «Необыкновенный овощ». Цель: воспитать в детях трудолюбие, уважение к труду. Учить детей видоизменять, преобразовывать представления памяти и создавать на этой основе относительно новый образ. Упражнять в придумывании «необыкновенного овоща». Расширять представление о растительном мире, обогащать словарный запас. Ход игры: С левой стороны таблицы расположены иллюстрации овощей: помидор, морковь, огурец, лук, а внизу их части. Уточнить название овощей, их частей и поставленную цель. Участник с закрытыми глазами при помощи указки определяет части «необыкновенного овоща». Например, форма овоща – как морковь, стебель- лука, цвет – огурца, вкус – помидора, где растет - под землей. Получился необыкновенный овощ, «лукоморковный огурец» или «помидоро-огуречная морковь», могут быть другие варианты названия. Затем дети могут рассказать, где может расти такой овощ, как можно за ним ухаживать, что можно из него приготовить, как хранить.