Образы флоры в художественной литературе

План урока русской литературы в 7 классе

Автор: Абжанова Жанна Куанышбаевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цель урока: расширить знания по биологии цветковых растений и их образов в художественной литературе; обобщить образы флоры в художественной литературе, произведениях писателей и поэтов, проверить знания биологических особенностей растений разных групп и семейств; совершенствовать умений самостоятельной работы учащихся и работы в группе; проводить эстетическое воспитание. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды с изображением растений, набор открыток «Кактусы». Ход урока: Перед уроком несколько учеников получают опережающее задание по биологии: подготовить сообщение о баобабе из хрестоматии «По материкам и океанам», кактусе, розе из «Книги для чтения по биологии»; по литературе: придумать сказку, в которой действующими лицами были бы дуб, береза, тополь и другие растения, наделив их характерными чертами характера и биологическими свойствами. I. Организация класса. Урок начинает учитель биологии словами С. Маршака: Человек –хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растений. Слово учителя о целях и задачах урока, выяснение понятий «флора» и «ода». II. Обобщение и систематизация знаний. На фоне демонстрации рисунка флоры, учитель биологии: Флора в римской мифологии –богиня цветов и весны. Это совокупность видов растений, обитающих на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества. (запись определения в тетради по биологии). -О каких растениях мы сегодня будем говорить? В честь каких растений слагаем хвалебную песнь? На фоне изображения дуба, учитель биологии: Это растение из семейства буковых, существует около 300 видов, в странах СНГ -19 видов. На территории Казахстана встречается редко. Природное распространение –страны с умеренным климатом северного полушария, изредка –субтропики. Компонент широколиственных лесов (дубрав). Крупноствольные деревья, высотой до 40 м, обычно с раскидистой кроной. плод –желудь. О каком растении идет речь? Что еще можно о нем рассказать? Ответ: это дуб. Ареал распространения видов: дуб обыкновенный –Европа, дуб скальный –Карпаты, дуб душистый –Крым, дуб пробковый –Западное Средиземноморье. Дает ценную поделочную и строительную древесину, из-за которой его безжалостно вырубают. Царь древесного царства. Учитель литературы: Символом чего является дуб в литературе? Олицетворяет мужество, твердость, силу, величие, долготу, защиту. Анализ стихотворения А. Фета «Одинокий дуб», фрагмента произведения «Война и мир» Л. Н. Толстого. Учитель биологии (на фоне изображения тополя): По-своему уникально и интересно это дерево. не перестаешь удивляться его стройной осанке, прямому силуэту, устремленностью к небу. Относится оно к семейству ивовых. Что это за дерево? Что можно добавить к его характеристике? Ответ: Это –тополь. Характерные для тополя признаки: двойная окраска листьев –снаружи листья ярко-зеленые, блестящие, а изнутри матово-серебристые, сильно разросшаяся корневая система, способная поглощать атомы тяжелых металлов. И, конечно же, известный всем тополиный пух. Учитель литературы: Какие эпитеты использует автор стихотворения А. Григорьев, изображая тополь? (Анализ стихотворения «Тополю»). Что олицетворяет тополь у поэтов? (Подтянутость, возвышенность, трепетность и др.). Учащиеся зачитывают отрывки из творческих работ учащихся «Сказки о тополе». На фоне показа слайда с изображением березы летом, учитель биологии: Среди всего многообразия широколиственных лесов своей особенностью выделяется эта красавица. Стройная в своеобразном белом сарафане, развесив сережки, красуется она на большей части России. Да и у нас, в Казахстане, она является главной составляющей частью тех небольших лесных массивов, что называются колками, радуя глаз, создавая красоту, играя свою неотъемлемую роль в природе. О каком растении идет речь? Ответ: Береза из семейства березовых, насчитывает 60 видов, в странах СНГ -40. Встречается в виде деревьев и кустарников, распространена не только в условиях холодного умеренного, но и засушливого климата. Плод –крылатка. Ареал распространения видов: береза бородавчатая, береза пушистая –лесная зона Европы и Азии, береза каменная –Дальний Восток (имеет желтую пробку), береза даурская –Забайкалье (с темно-коричневой пробкой). Учитель литературы: Как изображают березу поэты, например, С. Есенин? Что она олицетворяет? Ученица читает стихотворение С. Есенина «Береза». Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине И горят снежинки В золотом огне, А заря, лениво, Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Учитель литературы: Береза –священное дерево, женский символ чистоты, защищает от злых духов, как знак Родины на чужбине. Считается поэтическим деревом. Олицетворяет стойкость и жизнелюбие. Анализ стихотворения «Береза». Учитель биологии: Представим себе: серая степь, саванна. Редкие серые травы издают жестяной звук. Выцветшее от постоянного зноя небо. Главный принцип жизни в саванне –не выделяться. Здесь даже бабочки –сплошь серые. И вот посреди этого серого разнообразия выделяется гигант, исполин –баобаб, дерево из семейства мальвовых. Демонстрация слайдов с изображением саванны, баобаба. Сообщение ученика «Исполин саванн». Учитель литературы: Как изображает О. Сулейменов баобаб в своем стихотворении «Слон флоры»? После обсуждения вопроса дается следующее задание: Учитель литературы: Представьте себя в образе дерева. вам необходимо сочинить обращение к людям от имени любого дерева. Учитель биологии: Составляя хвалебную песнь флоре, как не воспеть красоту цветов –розы? Сообщение ученика «Роза –царица цветов», показ слайдов с изображением этого растения. Учитель литературы: Что символизирует роза? Анализ произведения И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». Символические значения розы: красота, совершенство, любовь, пышность, гордость, таинство. Белая роза –чистота, духовность. Красная роза –любовь, страсть, восторг. Роза является эмблемой Афродиты (Венеры). Наверное, цветы –это самое большое чудо природы, которое воспевают в своих произведениях поэты и писатели. Но не менее загадочны легенды о происхождении названий тех или иных растений, например, сирени: «По античной мифологии божество лесов и полей Пан, увидев прекрасную речную нимфу Сирингу, бросился за ней следом. И когда он ее уже достигал, нимфа внезапно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Название происходит от греческого слова «сиринкс», что означает «трубка» Но существует и другая легенда о происхождении сирени. Учитель биологии: Сирень –неприхотливое, морозоустойчивое растение. на Руси сирень еще называли «синелью», от слова «синий». Существует более 600 видов сирени. Специальные сиреневые сады называются сирингарии. Интересно и своеобразно красиво экзотическое для нашей местности растение –кактус. Чем же интересен кактус? Сообщение учащегося об особенностях кактуса –«Пришелец из Мексики», показ комнатных растений, набора открыток «Кактусы». III. Формирование умений и навыков. Игра-тренинг. Работа в группах по заданию: необходимо по предложенным гербариям сравнить два растения, выделить общие признаки и различия, заполнив схему: 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Викторина (проводит учитель литературы): 1. Что такое пейзаж? Из какого языка пришло слово «пейзаж»? 2. Приведите пример вертикального пейзажа? Каковы функции пейзажа? (изобразительная, эмоциональная, психологическая, аллегорическая, символическая). 3. Это дерево является царем древесного царства, в античной мифологии связано с богом-громовержцем Зевсом. (дуб). 4. Это дерево в восточно-славянской мифологии считается священным, женским символом. Благодаря Есенину образ этого дерева стал широко распространенным. (береза). 5. Об этом дереве говорят поэты, «что у него высокий рост, стройная осанка, прямой силуэт, обладает устремленностью в небо». (тополь) 6. О. Сулеменов назвал это дерево «слоном флоры», «упырем», «водокачкой». (баобаб). 7. Это дерево растет у лукоморья. (дуб). 8. Какое растение является символом красоты, любви, совершенства? (роза). 9. Это дерево называют обезьяним. (баобаб). 10. Каким словом на Руси называли сирень? («синель», «синий»). 11. Назовите имя речной нимфы, которая по легенде превратилась в сирень? (Сиринга). 12. Эмблемой какой богини является роза? (Афродита, Венера). 13. Это экзотическое растение имеет разные размеры: одни бывают маленькие, с лесной орех, другие –до 20 м высотой. (кактус). В заключение урока читаются стихи. Эту землю отец распахал И в наследство оставил мне поле. Я его сыновьям передал, Внуки с плугом пришли сюда вскоре. Я приветствую кровную связь Человека и вечной природы. Промелькнут племена и народы, Но земля возродится опять. Наши дети на поле росли И на нем умирали, старели, А оно продолжало цвести – Зеленя по весне зеленели. IV. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание: написать оду какому-либо растению.