Гражданская идентичность и социальная интеграция приграничных территории России и Казахстана

Формирование полноценного гражданского общества невозможно без наличия широкого спектра различных объединений, ассоциаций граждан, помогающих реализации гражданской активности. Повышение роли институтов гражданского общества зависит как от объединения усилий государства, бизнеса, так и широкого общественного участия.

Автор: Мұратқызы Арман

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Формирование полноценного гражданского общества невозможно без наличия широкого спектра различных объединений, ассоциаций граждан, помогающих реализации гражданской активности. Повышение роли институтов гражданского общества зависит как от объединения усилий государства, бизнеса, так и широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления реальных, социальных изменений необходимо понимание происходящих в гражданском обществе процессов. Развитие институтов гражданского участия, их качество в значительной степени зависят от того, насколько общество доверяет предлагаемым со стороны государства моделям общественного участия. Казахстан и Россия являются одними из крупнейших полиэтничных государств мира. На территории России проживают представители более чем 190 этнических общностей (2012 год), а на территории Казахстана более чем 150 этнических общностей обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов этих стран на протяжении веков формировалось на территории современного государства и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании государственности и культуры. Национальная идентичность является одной из основных социальных идентификаций личности. Некоторые из исследователей, например, Michael Billing, присваивают понятию «национальная идентичность» характеристику «банальный». И не столько потому, что современные люди придают мало значения национальной принадлежности друг друга, а столько потому, что она в буквальном смысле тесно увязана с территорией. Так, наше гражданство делает нас «казахами», «русскими», «французами», «канадцами» и так далее, однако в то же время в некоторых сообществах мы видим попытки выделения «национальной самобытности» в качестве «сибиряков», «казахов», «бретонцев» или «квебекцев» [2]. В этом смысле у каждого из нас есть национальная идентичность, «нравится ему это или нет, по сути она возложена на нас государством в виде подданства или гражданства или же дополнение к тому, чтобы быть гражданином государства, и не имеет четких вариаций от гражданина к гражданину. Ernest Gellner, рассуждая о национальной идентичности, писал о том, что все жители страны – граждане, которые являются носителями принимаемой на веру идеологии, привязывающей их государству, или «нации». Поэтому люди сражаются и умирают за народ - pro patria mori и, как писал Б. Андерсон, готовы умереть за свою нацию, но крайне редко – за свой социальный класс. С этой теоретической точки зрения «национальная идентичность» воспринимается как естественная» и необходимая, однако она также рассматривается как активно формируемая государством. Как отмечает Gellner, национализм – это форма светской религии и национальной идентичности в государстве, он подталкивает граждан к тому, чтобы сделать эту «воображаемую» идентичность доступной для стороннего наблюдателя, при этом сравнивая себя, иногда неявно, иногда явно, с «другими» с целью утверждения сходства, но чаще через противопоставление с ними [1]. Этническое многообразие все больше становится полем для исследователей в области социальной и культурной антропологии, его изучение позволяет лучше понимать принципы функционирования общества, государственности и управления, предотвращения и решения социальных конфликтов разного типа и уровня. Изучение проблематики гражданской идентичности неизбежно связано с рассмотрением смыслов, вкладываемых населением в это понятие. Исходя из собственного понятия гражданства, гражданственности и ее составляющих индивиды выстраивают свое гражданское поведение и формируют гражданскую позицию, которая впоследствии регулирует их поведение в соответствующей сфере. Итак, данные множественных выборов населения в отношении составляющих понятие «гражданин страны». В составе понятия «гражданин» преобладают два компонента – патриотизм, любовь к стране и соблюдение законов и уважение конституции страны. На второй позиции три компонента, почти в равной мере оцененных населением – обладание гражданскими правами, понимание гражданского долга и гражданской ответственности и чувство уверенности и стабильности в экономическом и моральном плане. На третьей позиции отражены мнения, касающиеся привязанности к территории – постоянное проживание на Родине и отсутствие желания уехать в другую страну. На четвертой позиции по числу выборов респондентов разместились: ощущение причастности к большим и малым делам государства, самореализация и уважение к людям у власти[4]. Далее рассмотрим оценки жителями города Семей и жителями приграничных теорритории и разных параметров гражданственности и оценки жителями Алтайского края, разных параметров гражданственности, что позволила получить характеристики гражданской идентичности населения регионов их дифференциацию в разных социально-демографических группах. Приняло участие 1750 респондентов, среди них 46% мужчин и 54% женщин, в возрасте 15-29 лет обследовано 27, 4% респондентов, 30-49 лет – 37, 0% и 50 лет и старше – 35, 6% респондентов. Таблица -1. Распределение ответов на вопрос «Что для Вас значит быть гражданином государства?», %. Быть патриотом своей страны и любить родину 95. 8% Соблюдать законы, уважать конституцию 78. 5% Иметь все права, предоставляемые законами этой страны, пользоваться ими 61. 9% Понимать свой гражданский долг, иметь гражданскую ответсвтенность, гражданскую советь 80. 7% Чувствовать уверенность, стабильность в экономическом, моральном плане 92. 9% Постоянно проживать на территории страны (государства) 87. 1% Быть самореализованным человеком 56. 8% Не испытывать желания уехать в другую страну 66. 2% А теперь, рассмотрим социологическое исследование по изучению особенностей формирования гражданской идентичности и особенностей межэтнических отношений в шести субъектах Российской Федерации в январе-июне 2015 г. преподователей социлогии Барнаульского университета (С. Г. Максимова и др). Приняло участие 2447 респондентов (Алтайский край), при дальнейшей чистки информации в анализ включены результаты по 2400 респондентам, среди них 46% мужчин и 54% женщин, в возрасте 15-29 лет обследовано 27, 4% респондентов, 30-49 лет – 37, 0% и 50 лет и старше – 35, 6% респондентов. Рисунок 1. 2. 5 – Распределение ответов на вопрос «Что для Вас значит быть гражданином государства?», общая выборка шести регионов, %. Целью проведенного исследования являлось изучение особенностей гражданской и национальной идентичности современной нации (казах, русский), выявление факторов формирования общегражданской и национальной идентичности. В ходе анализа рассмотрены оценки жителями шести регионов России разных параметров гражданственности, что позволило в последующем получить характеристики гражданской идентичности населения региона и их дифференциацию в разных социально-демографических группах. В отношении каждого показателя проверялись статистические гипотезы о наличии корреляций (критерий независимости хи-квадрат) с регионом проживания, возрастом опрошенных, типом поселения и национальной принадлежностью (русский – другая национальность) [4]. Оценки содержания понятия «гражданин» значимо различаются для всех жителей и типа поселения опрошенных. Наблюдается безусловное предпочтение двух тенденций, отмеченных по выборке в целом, такой признак патриотизма, как «Быть патриотом, любить свою родину» и «Соблюдать законы, уважать конституцию». Под идентификацией (идентичностью) подразумевается индивидуальное осознание собственной принадлежности к определенной общности. Идентификация выполняет очень важную социально-психологическую функцию, удовлетворяя изначально свойственные человеку потребности, с одной стороны, в самобытности и отличии от других, с другой, в защите, принадлежности к определенному коллективу. Идентичность является социальной по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения ими выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Выделяются три аспекта развития идентификации, проявляющиеся в качестве тенденций: во-первых, подражание, когда индивид чаще всего бессознательно копирует и усваивает качества окружающей его культурной среды. Во-вторых, принуждение. Любая социальная система основана на определенных ограничениях и запретах. В-третьих, свободный выбор. Эти аспекты идентификации определяют существенные характеристики феномена общности. В социологии классификации идентичности основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору. В заключении современных условиях модернизации всех сфер общественной жизни и мобилизации усилий, направленных на преодоление социально-экономических и политических вызовов и угроз, исходящих от мирового сообщества, как никогда актуальными становятся вопросы о консолидации граждан, их конструктивного взаимодействия с органами государственной власти и институтами общественного самоуправления для наиболее эффективного выражения и отстаивания национально-государственных интересов, обеспечения национальной и социальной безопасности. Особую роль в этих процессах занимает конструирование гражданской идентичности населения как осознания причастности к основанному на социокультурной целостности сообществу граждан, ответственности за судьбу страны и переживаемых в связи с этим чувств, имеющих личностный смысл. Использованная литература: 1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. – 2010. – №№ 5-6. – С. 140-142. 2. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: 3. Учебник для вузов. / Под ред. А. П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. — М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008. 4. Максимова С. Г., Авдеева Г. С., Ноянзина О. Е., Омельченко Д. А., Атясова Н. Ю. Гражданская и этническая идентичность населения приграничных регионов России: особенности современного состояния, факторы и актуальные проблемы формирования // Известия Алт. гос. ун-та. – 2015. – №3-1 (87). – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2015. – С. 175-180.