Знайте правила движения, как таблицу умножения!

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения для учащихся начальных классов

Автор: Давлеткалиева Салтанат Сагиновна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели: - учить понимать сигналы светофора; - приобретать знания безопасного перехода улиц и дорог; - повторить правила поведения на улице и на транспорте. Задачи: - научить детей правильно ориентироваться на улицах города; - воспитывать уважительное отношение к участникам дорожного движения. Оборудование: интерактивная доска, рисунки учащихся на тему дорожного движения, дорожные знаки, выставка книг по правилам дорожного движения. Ход занятия: Учитель: Сегодня мы не можем представить свою жизнь без автомобилей, троллейбусов, автобусов, иногда так называемых, четырёхколёсных друзей человека. Порой кажется, что автомобилей на улицах города больше, чем пешеходов. За последние годы количество автотранспорта увеличилось в несколько раз. Увеличение количества транспортных средств, усиление потока автомобилей с одной стороны это хорошо, а с другой - требует от каждого участника дорожного движения знания и соблюдения правил дорожного движения. На нашем занятии мы поговорим о соблюдении правил дорожного движения. А ещё мы поговорим о верных друзьях пешеходов и водителей – дорожных знаках, светофоре и об инспектарах ГИБДД. Правил дорожных на свете немало. Все бы их выучить нам не мешало, Но основное из правил движения Знать как таблицу должны умножения. Учитель и дети (хором). На мостовой – не играть, не кататься, Если хотите здоровым остаться. Учитель: Ребята, скажите для чего нужно изучать и знать правила дорожного движения? (чтобы сберечь здоровье). На улицах нашу безопасность помогают обеспечивают дорожные знаки, светофор и конечно же инспектара ГИБДД. Сегодня вместе с инспектором ГИБДД мы отправимся в путешествие. В пути нас ждет много интересного и познавательного. В добрый путь друзья!» 1. Станция «Приветствие» Учащиеся хором приветствуют инсектора ГИБДД ГИБДД – то безопасность! И верный наш дорожный страж, Сегодня в стенах нашей школы Мы рады снова видить вас! Здоровья, счастья, крепкой дружбы Желаем всем инспекторам! Кто знает все законы службы, Добра и званий новых вам! Инспектор ГИБДД: Сегодня на занятии мы поговорим о светофоре и дорожных знаках. Светофор — это уже привычное всем нам устройство, которое регулирует движение транспортных средств и пешеходов. Светофоры бывают нескольких видов: автомобильные, для пешеходов, для слепых и дальтоников, для велосипедистов, для маршрутных транспортных средств, а также трамвайный и железнодорожный светофор. Хоть они и различаются по внешнему виду, но все выполняют одну и ту же роль — несут световую информацию. Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобретатель — Джон Пик Найт. Первые в мире электрические светофоры, регулирующие дорожное движение, были установлены 93 лет назад — 5 августа 1914 — на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в Кливленде в штате Огайо. Они переключали красный и зеленый свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Желтого цвета на светофоре не было. Вскоре после Кливленда, 2-цветные электрические светофоры появились на улицах Нью-Йорка и Чикаго, а в 1918-м в Нью-Йорке был установлен первый трехцветный "регулировщик". В России первый светофор заработал 15 января 1930 г. на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года — на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. В 90-х годах были созданы светодиоды зеленого цвета и Москва стала первым городом, в котором они стали массово использоваться. В первых светофорах порядок цветов был не такой, как сейчас — зеленый находился сверху, но в 1968 году было принято решение Международной конвенции по дорожному движению установить во всем мире красный сигнал наверху. Международный день светофора принято отмечать 5 августа. Инспектор ГИБДД: Ребята, что вы знаете о дорожных знаках? (ответы детей) 1. Предупреждающие знаки 2. Знаки приоритета 3. Запрещающие знаки 4. Предписывающие знаки 5. Информационно- указательные знаки 6. Сервисные знаки 7. Знаки дополнительной информации (Инспектор ГИБДД показывает и дает краткую информацию о дорожных знаках) Предупреждающие знаки Запрещающие знаки Информационно-указательные знаки 2. Станция «Разминка» Инспектор ГИБДД: Наша цель профилактика детского дорожного травматизма, обеспечение безопасных условий перемещения по улицам города, не подвергая своей жизни опасности. Детям раздаются маленькие предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные знаки (по этим знакам дети делятся на три группы) Учитель: 1 команда «Запрещающие знаки» располагается на красном столе, 2 команда «Предупреждающие знаки» располагается на желтом столе, 3 команда «Информационно-указательные знаки» располагается на зеленом столе. (по цветам светофора) Первый конкурс «Пойми меня» (за правильный ответ команда получает по 1 баллу) В этом конкурсе надо отгадать слово, которое имеет в виду ведущий, т. е. учитель. Команда «Запрещающие знаки» 1. По ней ходят и ездят- дорога. 2. Старинное транспортное средство для принцесс- карета. 3. Остановочное средство- тормоз. Команда «Предупреждающие знаки» 1. Место, где «встречаются» дороги-перекресток 2. Место отдыха и хранения для транспортных средств-гараж. 3. Водитель его водит-автомобиль Команда «Информационно-указательные знаки» 1. Он может быть и на земле, и под землей, и над землей- переход. 2. По нему не ездят- тротуар 3. Контролер дорожного движения- инспектор ГИББД 3. Станция «Детям знать положено!» Второй конкурс-викторина (за правильный ответ команда получает 2 балла) Команда «Запрещающие знаки» 1. Какие лица отнесены правилами к участникам дорожного движения? (Пешеходы, водители, пассажиры) 2. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте? (Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны) 3. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора ? (Разрешен, если нет автомашин) Команда «Предупреждающие знаки» 1. Что означает желтый сигнал светофора, включенный после красного сигнала? (Скоро будет включен зеленый сигнал светофора) 2. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипедена дороги общего пользования? (не моложе14 лет) 3. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? (Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу) Команда «Информационно-указательные знаки» 1. Разрешается ли перевозка детей в возрасте не моложе 7 лет? (Разрешается перевозка детей до 12 лет при наличии специального детского сиднеья) 2. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор? (Только сигналам регулировщика) 3. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (Перекрёсток.) 4. Станция «Веселая пременка» Учащиеся поют и танцуют на фонограмму песни «Красной шапочки» -Если надо нам дорогу Перейти, то всем поможет Это белая разметка, Та, что зеброю зовут. И по этой по разметке Перейдем дорогу, детки И машины все при этом Перейти ее дадут! Припев: -Ах! Для пешеходов Просто есть переход! Ах!Если зеленый, То все полный вперед! Ах! Если красный, То опасно! Ах!Детям всем ясно То, что правила важны! То, что людям всем нужны» 5. Станция «Защита нового знака» Третий конкурс «Домашнее задание» Команда «Запрещающие знаки» Выходят четыре ученика, в руках держат таблички со знаками всех видов. -Знаки, знаки, знаки, знаки (каждый говорит по слову) -По дороге тут и там. Для чего? Чтоб безопасным Всем, кто движется, был путь! -Пешеход или водитель- Все должны мы понимать, Коль под знаком вы стоите Его надо соблюдать! - «Пешеходная дорожка» -«Скорость 70 км» -«Осторожно, будет скользко!» -«Вот кирпич. Проезда нет!» -Кажется, учли возможность Всяких случаев в пути. Но, оказалось, даже можно Новый знак изобрести. -И не можно. Просто нужно Знак поставить на пути, Перестали чтоб все дружно По мобильникам звонить! -Как, совсем ?! Ты что! Ведь это Очень нужно для людей! Связь мобильная при этом Атрибут планеты всей! -Что ты, спорить я не буду- Мы сейчас без связи-ноль! Ну, представьте на секунду: Я за рулем, а тут звонок. Звучит фонограмма известной песни румынской группы «Озон» Два человека тут же как бы садятся за руль автомобиля и «крутят» его. Один с трудом достает мобильный, набирает номер, другой с таким же трудом вынимает из кармана свой телефон. -Алло!Салют! Я еду по делам! Телефон Светки тут, Я тебе его «счас» дам! Другой тут же набирает номер телефона. В это время «Светка» переходит дорогу. У нее звонок. Все это надо делать быстро, чтобы уложиться в мелодию песни. -Алло!Привет! Приятный разговор! Я приду, спору нет... Тот, кто звонил первым, «наезжает» на Светку, так как та вообще не смотрела по сторонам, а разговаривала по телефону. Другой же выруливает в импровизированный столб (стоящий человек с дорожным знаком в руках): -Чуть не вьехал прямо в столб! Припев: (Все поют) Сколько можно Людям говорить: Коль ты за рюлем, Лучше просто не звонить! Отключите свой вы телефон, За рулем опасен он! (Припев повторяется два раза) -Перед вами наш знак новый: «Нет мобильным разговорам!» Демонстрируют знак. Знак «Нет разговорам за рулем по мобильному телефону!» Запрещающий знак, внутри которого изображен перечеркнутый красной линией мобильник. Фонограмма продолжает звучать. Во время куплета читаются эти стихи: -Переходишь коль дорогу, Погоди звонить немного! -Коли сели вы за руль, Помолчит мобильник пусть! -Разговоры отвлекают, Это каждый школьник знает. -Знак наш важен без сомненья Все: -Для всех участников движенья! Припев: - Мы желаем, чтобы телефон Людям не мешал, А был только в радость он! Пусть звенят мобильные звонки, Только не у вас в пути! Команда «Предупреждающие знаки» демонстрируют знак. Знак «Осторожно, двоечники!» Предупреждающий знак, внутри которого изображен идущий ученик с рюкзаком, из которого выпал дневник с двойками. Музыкальный фон-«Диджей Айзик» из сборника «Какаду» Выходит группа учеников (они представляют отряд ЮИД) -Внимание!Внимание! Выходят на дорогу Ученики, чьи знанья Вызвали тревогу! -Водители на транспорте, Будьте очень бдительны! Им все «до фени» правила, Сплошная «пофигистика»! Выбегают три разгильдяйского вида ученика, танцуют, как на дискотеке: -Ну, что, слиняли здорово. Зачем мне, братцы математика?! Подышим свежим воздухом, Учеба-это каторга! -На математике задачки Про путь там тормозной! Мол, времени не хватит Сказать машине «Стой»! -А, слышал эту тему. Конечно, полный бред! К примерам, теоремам «Прибухать»ППД! -Заучки учат знаки, Мол, где стоит какой! Зачем?! Мы там «фигачим» Куда идем с тобой! -Отпетые «придурки» Лишь ищут светофор! Иду я там, где нужно! И мне плевать в упор На эти переходы, Иль как их там еще! Параграфы, законы- Забьем, братва, на все! Юидовцы: - На улице стояла осенняя пора. Дорога мокрой стала, А тут еще листва. -Откуда может неуч Опасности все знать, Что осенью проблема Машине сразу встать, Коль прямо под колеса Бредет такой лентяй.... Звук визжащих тормозов, разбитого стекла. -Машина под откосом, Водитель, жизнь спасай. От лодырей, лентяев, Одно спасенье есть: За партами заставить Их каждый день сидеть. -Пока идет учеба, Все в школе быть должны. Хоть на полдня свободны Все улицы страны! -Но все мы понимаем, Без лодырей никак! И перед школой ставим Позорный этот знак. -«Водители, внимание, Опасность пред тобой. Здесь иногда лентяи Сбегают всей толпой!» Команда «Информационно-указательные знаки» демонстрируют знак. Знак «Это должны знать все.. » Информационно-указательный знак, внутри которого изображены дети, площадка для игры. Это самое безопасное место во дворе дома. Дети и особенно родители могут не волноваться за безопасность своих детей. Такие знаки должны быть установлены во всех дворах города. Играйте дети, наслаждайтесь игрой! Родители отдыхайте, любуйтесь детьми! Учащиеся этой команды играют в игру «Разноцветный мячик» Разноцветный мячик По дорожке скачет. По дорожке, по тропинке, От березы до осинки, От осинки поворот- Прямо к Ире (имя ребенка) В огород! Содержание: Играющие по цепочке кидают друг другу мяч. Читают стишок. Во дворе играют дети, По дороге транспорт ездит. Не случилась чтоб беда, Не ходи играть туда. И всегда в любой игре Оставайтесь во дворе. На проезжей части Может быть несчастье. Получивший мяч на две последние строки отбивает его от пола раза, после чего все убегают, а названный по имени водящий старается осадить мячом убегающих от него участников игры. 6. Станция «Награждение» Определяется команда-победитель Учитель: -Вы все молодцы. И все знаете твердо ! Пусть знания вам на дорогах помогут. -Залог каждой жизни- И нет в том сомненья- Знание правил И их применение! Фонограмма на песню «Если с другом вышел в путь»: -Мы по улицам, друзья, Мы по улицам, друзья, Ходим без опаски, Потому, что ты и я, Потому, что ты и я, Изучили классно Припев: Светофор, переход, Где назад, а где вперед- Все знает юный пешеход! Как по «зебре» идти, Чтоб беду нам не найти, Помогут ПДД в пути! Инспектор ГИБДД: Дорогие ребята! Мы заканчиваем наш праздник. Надеемся, что в пути вам всегда будет гореть только зеленый свет! Безопасной вам дороги! (Инспектор ГИБДД раздает памятки) Памятка для родителей При выходе из дома Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности. При движении по тротуару Придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару. Готовясь перейти дорогу Остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте с ребенком на краю тротуара. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка. При посадке и высадке из транспорта Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу). При ожидании транспорта Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход». Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы. Дорогие родители! Сделайте детство вашего ребенка безопасным! Памятка для учащихся Для детей-пешеходов Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину. Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками "Пешеходный переход" и белыми линиями разметки "зебра". Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин. Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, прислушайся, посмотри налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри направо, и при отсутствии транспорта закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов - стой, желтый - жди, зеленый - иди. Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет. Как только загорелся зеленый свет, не "бросайся" с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно. Переходи, а не перебегай! Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ты должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Она еще несколько метров будет быстро скользить по дороге. Так быстро, что не успеешь сделать даже шага назад. Намного безопасней, если ты и водитель видите друг друга издалека. Тогда и он успеет затормозить заранее, и ты сможешь вовремя остановиться. Главное правило безопасного поведения - предвидеть опасность. Замедли шаг, прислушайся, когда подходишь к арке, углу дома - в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина. Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это место для перехода. Он пойдет спокойно, потому что для водителя выскочивший на дорогу человек - всегда неожиданность, и неизвестно, сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться. Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках. Знай правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять в жизни! Для детей-пассажиров Когда ты едешь в транспорте, то являешься пассажиром. Кажется, что ничего трудного тут нет - сел и поехал. Однако и для пассажира существуют правила безопасности. На остановке ожидают общественный транспорт люди. Самые нетерпеливые выскакивают прямо на проезжую часть. При этом можно поскользнуться и упасть под колеса автобуса. Что случится дальше, легко догадаться. Поэтому, когда ждешь автобус или троллейбус, никогда не стой на краю тротуара и не выбегай на проезжую часть. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса. Входи в транспорт через среднюю и заднюю двери, выходи - через переднюю. Не задерживайся, сразу проходи внутрь салона. Не стой у дверей, мешая другим людям. Кроме того, это небезопасно, ведь двери закрываются и открываются автоматически. Находясь в салоне автобуса, не думай о том, что теперь за твою безопасность отвечает водитель. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю придется вдруг резко затормозить. Держись за поручни! В ситуации экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку - это больные и пожилые люди. Помни: уступать им места - это правило не только вежливости, но и безопасности. Подготовься к выходу заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из трапспорта, не спеши. Особенно, если тебе нужно перейти на другую сторону улицы. Приучи себя к правилу: переходить улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки. Если тебе еще нет 12 лет, ты не имеешь права ездить в легковых автомобилях на переднем пассажирском сиденье. Потому, что это место - самое опасное. А самое безопасное место - за спиной водителя. Если ты едешь здесь, при экстренном торможении у тебя будет меньше всего шансов серьезно пострадать. Находясь в автомобиле, не мешай водителю, не отвлекай его. Не беги через дорогу! Исполняется песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь». Если с другом вышел в путь Если с другом вышел в путь Веселей дорога Ты про знаки не забудь Ты про знаки не забудь Их в дороге много. Припев: Что мне снег, Что мне зной, Что мне дождик проливной Ведь светофор помощник мой. (2 раза) Собираясь в дальний путь, Собираясь в дальний путь Много правил строгих – Вспомни ты и не забудь, Вспомни ты и не забудь, Не забудь в дороге. Припев: Красный свет говорит, что пока нам путь закрыт – И нет дороги впереди. Жди зелёный тогда Можешь смело в путь идти И нет тебе преград в пути. Припев: И в дорогу я друзья И в дорогу я друзья Выйду без испуга ПДД ведь знаю я ПДД ведь знаю я Научу и друга. Припев: Что мне снег, Что мне зной, Что мне дождик проливной Ведь светофор помощник мой. (2 раза)