Что мы знаем о дисграфии – нарушении письма?

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся школ. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников. На самом деле в основе подобных

Автор: Пфунт Наталья Викторовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Очень многие дети, даже читающие до школы, могут испытывать огромные трудности при обучении письму. Тетради и прописи выглядят грязно, неряшливо, с множеством поправок и исправлений, с несоблюдением строчек и элементами зеркального письма. Мы начинаем ругать ребёнка, что он неаккуратно пишет, не старается. Не торопитесь ругать и наказывать ребенка за грязь в тетрадках! Попытайтесь вначале разобраться в сути ошибок и помогите малышу. Поверьте, чаще всего эти ошибки говорят не о лени ребенка, а о его проблемах. До прихода в школу дети активно развивали и осваивали устный аспект родного языка. Теперь им необходимо научиться звуки обозначать буквами, следить за их последовательностью, четко различать гласные и согласные по способу образования и по звучанию, учить не только правила. К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушения устной речи сохраняются до школьного возраста. И если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется, и если эти нарушения не корригировать, они могут привести к проблемам при освоении письма. Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом в школе. Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом. Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Письменная речь школьника – дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством специфических ошибок: - замена букв по сходству их произношения (ассимиляция); - пропуски гласных и согласных букв; - перестановки букв в слове; - перестановка звуков (метатеза); - искажение слоговой структуры слова; - перестановки и выпадение слогов; - ошибки графического характера; - раздельное написание частей одного слова; - совместное написание двух слов (контаминация); - опускание предлогов; - ошибки в согласовании падежных окончаний; - неправильное употребление родовых понятий. Все эти ошибки обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, например: «шушки» вместо сушки, «корький» вместо горький, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол +существительное. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте. Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических правил, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с первого класса. Коррекция недостатков письма требует постоянных, систематических занятий. Сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, ребенка и его родителей.