Конспект урока информатики в 7 классе на тему "Компьютерная память"

Урок информатики в 7 классе по обновленному содержанию образования. Цель урока: определять виды компьютерной памяти, основные характеристики внешних и внутренних устройств памяти.Критерии оценки: Учащиеся объясняют, что такое компьютерная память, определя

Автор: Панчук Иван Александрович

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели обучения 7. 1. 1. 1 – описывать назначение видов памяти компьютера (оперативные запоминающие устройства, постоянные запоминающие устройства, внешние запоминающие устройства, кэш-память) Цели урока определять виды компьютерной памяти, основные характеристики внешних и внутренних устройств памяти. Критерии оценки Учащиеся объясняют, что такое компьютерная память, определяют виды компьютерной памяти, основные характеристики внешних и внутренних устройств памяти. Языковые цели Понятия «внешняя память», «внутренняя память», «кэш-память». Ключевые слова «Компьютерлік жад», «Computer memory». Привитие ценностей С опорой на общенациональную идею «Мәнгіліқ ел», его 4-й аспект «Мәңгілік Ел – это устойчивый экономический рост на основе инноваций»: - привитие бережного отношения к компьютерной технике; - осознание важности высокотехнологичных устройств в современном мире; - осознание влияния инновационной техники на развитие экономики Казахстана. Воспитание уважения к мнению друг друга, ответственность, коммуникативные способности, критическое мышление. Межпредметные связи Физика: электрические и магнитные импульсы, как носители информационных сигналов; Химия: Кремниевые соединения как основа для элементной базы компьютера. Предварительные знания Устройство и назначение основных устройств ПК Ход урока Запланированные этапы урока Начало урока 1. Организационный этап, концентрация внимания учащихся. Создание благоприятной атмосферы в классе, эмоциональный настрой (Я люблю…). Обучающиеся разбиваются на группы по интересам, рассказывают интересные факты из своей жизни связанные со своим увлечением. После этого проводится общее обсуждение и обмен впечатлениями, что удивило больше всего в рассказах одноклассников. 2. Актуализация опорных знаний. (К) А чтобы нам перейти к новой теме, давайте повторим из каких основных устройств состоит компьютер, чем они характеризуются, для чего необходимы. Метод «Мозговой штурм» (У) 1). – Назовите устройства ввода у компьютера, с помощью которых люди могут вводить информацию в память компьютера? (ответ: – Клавиатура, манипулятор «мышь», сканер, джойстик и т. д.) 2). – Назовите устройства вывода у компьютера, с помощью которых люди могут выводить информацию из памяти компьютера человеку? (ответ: – Монитор, принтер, плоттер, колонки и т. д.) 3). – Какого устройства не хватает? (ответ: процессора) – Чем занимается процессор? (ответ: обработкой информации) – Назовите характеристики процессора. (ответ: Тактовая частота и разрядность) – Что такое тактовая частота? (ответ: Это количество тактов процессора за 1 секунду.) – Назовите единицы измерения тактовой частоты. (ответ: МГц, ГГц) – Чему равен 1МГц, 1 ГГц? (Ответ: 1МГц = 1 млн. /сек, 1ГГц = 1 млрд. /сек) – Что называется разрядностью процессора? На что она влияет? (ответ: – Это количество одновременно обрабатываемых битов за 1 операцию. Разрядность влияет на скорость обработки информации.) Ресурсы Издательство «Ата-мура» Информатика 7 класс Методическое пособие (проект) http: //expert. atamura. kz/ru/books/174#page/82 Середина урока 3. Целеполагание. На экран выводятся вопросы: – Нужно отгадать слова, при этом на месте лукавых мордочек должна стоять нужная нам буква. – Устройство обработки информации. _ _ _ _ _ _ _ _ – Универсальное устройство ввода, служащее для ручного ввода текстовой и числовой информации. _ _ _ _ _ _ _ _ _ – Устройство вывода на экран графической и текстовой информации. _ _ _ _ _ _ – Как по другому можно назвать знания человека. _ _ _ _ _ _ _ _ _ – Устройство вывода графической и текстовой информации на бумагу. _ _ _ _ _ _ – Какая система счисления, в которой записано число 320678 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ – А теперь соединим выделенные буквы, получилось слово ПАМЯТЬ. – Итак, тема нашего урока КОМПЬЮТЕРНАЯ ПАМЯТЬ. 4. Новая тема (О) Вы знаете, что многие изобретения человек «подглядел» в природе. На кого же похож компьютер? – Давайте вместе разберемся, что такое память? Какая память есть у человека? Беседа о внутренней и внешней памяти человека: Внутренняя (оперативная) – быстрая, так как к ней человек обращается ни куда не подглядывая. Но информация со временем может стираться из памяти человека. Внешняя (долговременная), т. е. информация хранится в предметах вне человека, при этом не исчезает. – Так как у компьютер похож на человека, то у него тоже два вида памяти: внутренняя и внешняя. – Как и любое устройство у компьютера, память тоже имеет характеристики: энергозависимость и объем памяти.) 5. Закрепление Деление на группы (прием «Пазлы»). (Г) Учащиеся самостоятельно читают главу 1. 3 в учебнике. Метод «Джигсо». (К) Задание 1. 1. Объясните, как вы понимаете «компьютерная память». 2. Каким образом происходит хранение данных в оперативной памяти? 3. Для чего необходима внутренняя, внешняя память? 4. Сделайте сравнение внутренней и внешней памяти. 5. Что такое кэш-память? 6. Где хранятся закодированные изображения? 7. Для чего предназначена постоянная память? (ФО) Словесная оценка. Обратная связь Задание 2 (Г) Составьте кластер по видам компьютерной памяти. Пояснение приема критического мышления кластер. Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала (ФО) Взаимооценивание методом «2 звезды – одно пожелание» Физминутка для преодоления усталости, активизации всего класса, помогает учащимся расслабиться психически и физически. Задание 3. (уровень – применение) (И) Установите соответствие между назначением и видами памяти в таблице. Критерии оценивания Дескрипторы определяют виды компьютерной памяти Устанавливает соответствие между назначением и видами памяти Задание 4. * Разгадайте кроссворд «Память компьютера» По горизонтали: 1. Внутренняя память, которая хранит информацию временно, пока компьютер включен. 2. Гибкий магнитный диск. 3. Внутренняя память, которая хранит информацию для начальной загрузки компьютера. 4. Вид памяти, которая может хранить большие объемы информации. Принцип чтения/записи информации - луч лазера. 5. Один из магнитных дисков, хранит все программы и данные па вашем компьютере. 6. Устройство для чтения и записи информации на диск. 7. Устройство для хранения информации на компьютере. 8. Один из видов внешней памяти, предназначенный для долговременного хранения и переноса на другой компьютер больших объемов информации. 9. Другое название компакт-диска (оптического диска). По вертикали: 10. Другое название жесткого магнитного диска. Карты Информатика 7 класс, издательство «Атамура» (проект) http: //expert. atamura. kz/ru/books/29#page/16 https: //www. youtube. com/watch?v=ObaGY5zqxV4&list=PLlv1E6XVoUkkYacwybYGLiXQema8AIwFw&index=9 Конец урока (И) Рефлексия Рефлексия «Заполни анкету» На уроке я работал активно пассивно Своей работой на уроке я доволен я не доволен Урок для меня показался коротким длинным За урок я устал не устал Моё настроение стало лучше стало хуже Материал урока был понятен полезен интересен не понятен бесполезен скучен Домашнее задание мне кажется лёгким интересным трудным неинтересным 6. Домашнее задание: -Выучить определение памяти -Подготовить сообщение о современных носителях информации Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности Дифференциация заданий на уроке реализована с помощью дополнительного, четвертого задания. Учащиеся, которые раньше справились с заданием номер три, по желанию приступают к решению кроссворда. При подборе домашнего задания у учащегося есть выбор, какой вид работы предпочесть Учитель определяет уровень выполнения задания непрерывно в течении урока. Задание номер три оценивается по дескрипторам. Формативное оценивание организуется учителем в виде обратной связи от групп, взаимооценивания - «Две звезды, одно пожелание» от учителя – словесная похвала, поощрение Оценивание выполнения заданий на закрепление проводится с учетом уровня выполненного задания, количества выполненных заданий за определенный отрезок времени Формативное оценивание сохраняет мотивацию учеников к изучению, пробуждает в них желание работать над устранением пробелов в своих знаниях Разминка в начале урока Движение учащихся на протяжении урока (группы сменного состава, игровые моменты) Учет индивидуальных психологических особенностей при выполнении заданий разного уровня, разного типа В течение всего урока и при выдаче д/з сохраняется игровой момент в соответствии с возрастными особенностями учащихся