Инновационные подходы к обучению и воспитанию

Сейчас все чаще и чаще говорится об инновациях в казахстанском образовании, о значимости роли в жизни нашего общества, а также о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться, чтобы казахстанская система образования снова стала самой лучшей, самой эффективной и самой современной.

Автор: Зиль Ольга Григорьевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Сейчас все чаще и чаще говорится об инновациях в казахстанском образовании, о значимости роли в жизни нашего общества, а также о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться, чтобы казахстанская система образования снова стала самой лучшей, самой эффективной и самой современной. Мы все знаем, что экономический уровень любого государства зависит от уровня образования и воспитания в нём. Современные требования к выпускнику, выдвигаются под влиянием таких процессов, как глобализация, информатизация. Соответственно традиционный способ обучения и воспитания устарел. Образование, ориентированное только на получение знаний, получается ориентирует нас на прошлое. А нам необходимо двигаться вперед. Мир стремительно меняется и система образования и воспитания должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владение новыми технологиями, умение принимать самостоятельные решения, работать в команде, умение быстро находить выход из сложной ситуации, все эти навыки должны закладываться в школе. Именно школа должна подготовить человека, способного быть успешным в современном мире. Новая система образования и воспитания ориентирована на подготовку учащихся, нового поколения, способного к самообразованию, конкуренции, личностному росту, развитию компетентностей для практического решения любых ситуаций и проблем, которые могут возникнуть в течении их жизни. Выпускники школ получают возможность обучаться в лучших ВУЗах не только Казахстана и ближнего зарубежья, но и во всем мире, что дает возможность получать государству высококвалифицированных специалистов, которые приведут страну к процветанию. Чтобы соответствовать духу времени, государство создает все условия для повышения квалификации учителей. Учителя приобретают новые навыки, такие как креативность, коммуникабельность, навыки критического мышления, лидерство, изучают иностранные языки. На данный момент большинство педагогов страны прошли уровневые курсы и успешно внедряют в практику новые, современные методики и технологии преподавания. С приходом в жизнь интернета изменилась скорость получения информации и её качество. Появилась необходимость мыслить по новому, владеть навыками критического мышления и умение использовать информационные технологии. Простая бытовая речь обогатилась новыми техническими терминами. Образование и воспитание не может находиться в стороне от технического прогресса. Современный класс нельзя представить без компьютера, интерактивной доски, интернета. Соответственно учитель должен владеть на высоком уровне компьютерными технологиями. Изменилась и психология современного ученика. Дети 21 века более уверенны в себе, в них более развита индивидуальность. Задача современного учителя помочь учащемуся в развитии аналитических способностей, навыков коммуникабельности, уверенности в себе, самоконтроля. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что меняться сложно, но необходимо. Использование широкого спектра педагогических методик дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся [1, с 62]. Учителю необходимо учитывать индивидуальные факторы ученика, использовать различные формы социальной поддержки, новые методические приемы и стратегии. Для вовлечения учеников в учебный процесс, необходимо менять качество заданий и методы преподавания различных предметов. Это всё и предполагает обновление содержания образования. В условиях обновления содержания образования расширены задачи начальной школы: определены в новом контексте задачи: формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи; усилена задача, связанная с духовно-нравственным воспитанием: заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества; определена новая задача: развивать навыки поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работы. Работая первый год по обновлённой программе, я отметила, что все ученики, на уроке, разработанном в новом формате, вовлечены в процесс обучения. Во вторых им нравится независимость от учителя, так как они учатся сами, а учитель их только направляет. И главное, на мой взгляд, детям нравится оценивать себя, свои возможности. Практика показала, что формативное оценивание приносит положительные результаты. Самооценивание и взаимооценивание позволяет ученику, определить на какой ступени обучения он находится. Для учеников это важно, оценивая себя или своего одноклассника, они развивают саморегуляцию, оценивают свои возможности и могут планировать дальнейшие действия. Также, немало важно создать коллаборативную среду в классе, не только для хорошего настроения провести «Круг радости», но и создать комфортную психологическую среду для эффективного совместного изучения темы. Начиная традиционный урок, достаточно было поприветствовать учащихся, но на уроках нового формата, необходимо ученикам и учителю эмоционально объединиться, потому что им в течение урока вместе идти к одной цели. Вместе с тем очень важно научить детей развивать навыки критического мышления, так как эти навыки, наблюдать, анализировать, делать выводы и интерпретировать, применяются не только на уроках в школе, но и в течение всей жизни, в разных ситуациях. Наблюдая за учениками, я заметила, что на уроках, активизировались ученики, которые были пассивны раньше. Оказывается, им интересно учиться, они с удовольствием это делают, если урок правильно запланировать, применяя новые подходы и методы обучения. И учитель себя комфортно чувствует на уроке, где все увлечены одной идеей, у всех хорошее настроение, рабочий шум в классе и «горящие» интересом глаза детей. Предлагаемая программа делает теперь обучение активным, осуществляется дифференциация обучения, в процессе осуществления реализуются межпредметные связи, применяются методы исследования, трёхъязычие. В течении урока используется обратная связь. Разработать урок, вызывающий интерес учеников помогают ИКТ. Найти увлекательный, вместе с тем информирующий и целенаправленный материал несложно, есть ресурсы интернета, множество образовательных сайтов. Так же учителю в помощь, разнообразные программы, с помощью которых, можно создавать презентации, флипчаты, использовать виртуальные лаборатории, тренажеры. Интерактивное оборудование в классе используется в полной мере, как для демонстрации презентаций, видео, так и для применения тренажеров, флипчатов. Интернет расширяет возможности учителей и учеников в области образования и воспитания. Приятно отметить, что из урока в урок, наблюдается динамика развития навыков групповой работы, ведения диалога, критического мыщления, рефлексии. Очень много внимания теперь уделено воспитательной работе, усилен воспитательный компонент процесса обучения. Фундамент претворения в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел» заложен в школе. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя стратегии, которые по моему мнению должны привлечь ученика учиться с увлечением и удовольствием. Я как учитель, обязана заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. И поэтому необходимо каждому из нас учителей менять свои убеждения, быть открытым для новых идей, способствующих развитию знаний, и навыков. Шаги, намеченные мной по преобразованию практики преподавания и реализуемые при сотрудничестве моих коллег, я думаю, будут способствовать качественным изменениям, способствующим повышению качества преподавания обучения и воспитания в моей школе. Список использованных источников: 1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. - 2010. -№4. -С. 61-65 2. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2016. 277 – с. 3. 2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» /Под ред. О. И. Можаевой, А. С. Шилибековой, Д. Б. Зиеденовой. - Астана, 2016. - 48 с.