Индивидуализация обучения на уроках географии как средство развития индивидуальной образовательной стратегии личности

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных уровней и навыков.

Автор: Полянцева Лилия Николаевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

«Индивидуализация определяется как организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, тем обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» (Пед. энциклопедия). Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных уровней и навыков. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность, как ученика, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Общие особенности технологий индивидуализации: 1) Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.); 2) Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления; 3) Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; 4) Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы); 5) Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли; 6) Использование технических средств обучения, включая ЭВМ; 7) Формирование адекватной самооценки учащихся; 8) Формирование общеучебных умений навыков. Индивидуальное обучение осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно считать «проникающей технологией». Но индивидуальное обучение в «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограничено (для занятий с девиантными детьми). В своей работе я использовала: - методику Инге Унт «Технология индивидуализированного обучения», в которой главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащихся в школе и дома; - адаптивную систему обучения Антонины Сергеевны Границкой, при которой конструкция урока выглядит следующим образом: часть первая - обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками; - методику Жанпеисовой М. М. «Индивидуально-групповая форма работы» и «Модульная технология». Как выше было сказано, индивидуализация обучения учитывает индивидуальные развития учащихся. К индивидуальным развитиям учащихся в первую очередь следует отнести: 1. Обучаемость, т. е. общие умственные способности, а также специальные способности детей; 2. Учебные умения; З. Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков; 4. Познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации). Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает: эффективно то обучение, в процессе которого ученик учится сам, а учитель осуществляет управление и контроль над его учебной деятельностью. Ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Личный интерес учащегося - это решающий фактор процесса образования. Дело в том, что уровень усвоения учебного материала у ребят различный. Например, решение задач на определение местного и поясного времени показало, что восьмиклассники затрачивают на это различный объем времени: одним для овладения понятиями по теме потребовалось решить от трех до пяти задач, другим более десяти. В шестых классах при определении географических координат: в 6 «А» мы решили более 20 примеров, чтобы ребята поняли, как правильно определять географическую широту и долготу, а в 6 «Б» - более 40 примеров. Индивидуальные различия учащихся обнаруживаются и в уровнях работоспособности. По данному показателю можно выделить три группы детей: Индивидуальные различия учащихся по уровню работоспособности 1 С высокой работоспособностью - 35-36% 2 Со средней работоспособностю - 50-55% 3 С низкой работоспособностю - 5-15% Для эффективности обучения учащихся третьей группы нужен иной темп работы, чем для учащихся первой и второй групп. Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления. У одних ребят преобладает практически-действенное мышление, у других - наглядно-образноё, у третьих - словесно-логическое. В процессе обучения важно учитывать и развивать все три вида мышления. Из опыта своей работы могу сказать, что эффективным средством индивидуального подхода на уроках географии является использование дифференцированных заданий, при этом сложность заданий определяется совокупностью нескольких показателей: 1) Объемом задания (количеством поставленных вопросов, числом звеньев в цепи рассуждений, числом устанавливаемых причин и следствий, графиков, расчетов и т. д.); 2) Тип мыслительной деятельности (воспроизвести ранее усвоенные знания, поиск новых способов и решений проблем, новая информация из дополнительных источников); 3) Наличие или отсутствие программных ответов и подсказок; 4) Количеством используемых источников информации. С учетом требований, предъявляемых к учебной деятельности, выделяют три уровня усвоения знаний. Уровни усвоения знаний Мыслительная деятельность учащихся Требования к действиям учащихся Типичные вопросы и задания Примеры заданий 1 Запоминание и непосредственное воспроизведение содержания изученного материала различной сложности Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т. д. Что? Где? Кто? Когда? Чему равно? Какой? Что такое? Приведите примеры... Подпишите... Назовите... Покажите... и др. Что такое озеро? 2 Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе алгоритма, схемы Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д. Какой? Что характерно? Какие черты? Расскажите... Опишите... Прочитайте график схему... Зная определение Понятия «озера», объясните, чем озеро отличается от реки, моря, водохранилища 3 Применение знаний в незнакомой ситуации, т. е. творчески. Предполагает использование в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи методологических знаний Составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, давать отзыв или рецензию, приводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию и др. Почему? Чем объяснить? От чего зависит? Выявите... Оцените... Докажите... Как проявляется? Сравните... Что нужно сделать, чтобы... Составьте схему, диаграмму... и др. Почему Западная часть озера Балхаш пресная, а восточная - соленая? Как правильно называть Каспий - море или озеро? Ответ обоснуйте. Учет достигнутого уровня усвоения знаний является необходимым условием подбора заданий для учащихся. В этом случае дифференцированные задания являются контрольными и используются для определения уровня усвоения знаний школьниками. Пример. Если учащийся может выполнять задания 1-го уровня сложности, то для него характерны недостаточная прочность запоминания учебного материала, невысокий уровень познавательного интереса и логического мышления. 1. уровень - свидетельствует о прочном запоминании и понимании материала о способности его использовать в дальнейшей работе? 2. уровень - дает основание судить о высоких способностях учащегося с точки зрения познавательной деятельности, творческой активности и нестандартности мышления. Использование дифференцированного подхода в обучении географии возможно на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при выполнении учащимся практических работ и самостоятельных заданий, в ходе повторения и контроля знаний. В таблице «Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс» приведены примеры разноуровневых заданий по отдельным темам школьного курса географии, которые могут быть использованы на разных этапах урока. Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс». Например: тема урока «План местности» Тематические требования. Примерные вопросы Называть и показывать: - примеры использования в деятельности человека различных видов планов; - существенные признаки плана местности 1. уровень приведите примеры использования планов местности в практической деятельности человека 2. уровень в чем сходство и различие между планом местности и аэрофотоснимком? 3. уровень дай описание местности, используя план. Определять (измерять): - на местности стороны горизонта, направления, расстояния; - по плану местности географические объекты, направления, расстояния, высоты 1. уровень назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Какими способами можно измерить расстояние на местности? 2. уровень определите на местности стороны горизонта 3. уровень построить маршрут экскурсии с учетом заданного масштаба. Объяснять: - последовательность приемов построения планов местности; - сущность понятий: • «план местности», • «азимут», • «масштаб», • «абсолютная высота» • «относительная высота» 1 уровень объясните последовательность полярной съемки местности. Дайте определение понятий: «абсолютная высота», «относительная высота» 2 уровень Чем отличаются полярная съемка местности от маршрутной? 3 уровень используя приемы построения плана местности, изобразить маршрут движения от дома до школы. Чем отличаются понятия абсолютная и относительная высота? Изображать объекты 1. уровень начертите условные знаки: фруктовый сад, колодец, смешанный лес, школа, грунтовая дорога, болото, кустарник 2. уровень изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17. 5 м. высота сечения -5м (западный склон - крутой, восточный - пологий); изобразите при помощи горизонталей впадину глубиной 17, 5 м. Высоту сечения выберите самостоятельно 3. уровень начертите план школьного участка, масштаб выберите произвольно. Дифференцированный подход на этапе контроля знаний предлагает использовать тематические разноуровневые проверочные работы, которые имеют определенные особенности. Во-первых, предлагается 2 варианта проверочной работы; во-вторых, указываются уровни сложности вопросов; в-третьих, прописываются количество баллов за каждое правильно выполненное задание; в-четвертых, предлагается шкала перевода баллов в традиционные оценки. При выполнении разноуровневых проверочных работ, учащиеся ориентируются на свои способности, уровень сложности заданий, ожидаемую отметку и самостоятельно выбирают задания для выполнения. Пример. Проверочная работа по теме: «План и карта» (40 мин) 1 вариант. 1 уровень 1. Дайте определение понятий: «план местности», «географические координаты», «масштаб», «географическая долгота», «абсолютная высота». (5x2 балла за понятие = 10 баллов) 2. Определите географические координаты вулкана Везувий и г. Мехико. (5 баллов) 2 уровень 3. Чем отличается понятия: «абсолютная высота» и «относительная высота»? Какая из них подписывается на карте? (8 баллов) 4. Изобразите на чертеже расстояние 500 м. Масштаб выберите самостоятельно, подпишите численный и именованный масштаб. (8 баллов) 5. Определите по карте, какое из морей более мелкое: Берингово, Черное, Карское. Свой ответ обоснуйте. (8 баллов) 3 уровень 6. Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17, 5 м (высота сечения - 5 м), западный склон - крутой, восточный - пологий. (10 баллов) 7. По физической карте мира определите, в каком из заливов - Гудзоновом или Мексиканском - больше воды. Ответ объясните. (10 баллов) 2 вариант 1 уровень 1. Дайте определение понятий: «азимут», «относительная высота», «географическая широта», «горизонталь». (5x2 балла за понятие = 10 баллов) 2. Определите географические координаты вулкана Ключевская сопка и г. Токио (5баллов) 2 уровень 3. Сравните понятия: «географическая карта» и «план местности». Результаты сравнения занесите в таблицу. Общие черты Различия План карта (8 баллов) 4. Изобразите на чертеже расстояние 800 м. Масштаб выберите самостоятельно, подпишите численный и именованный масштаб. (8 баллов) 5. Определить по карте, какое море более глубокое: Берингово, Черное, Карское. Свой ответ обоснуйте. (8 баллов) 3 уровень 6. Изобразите при помощи горизонталей впадину глубиной 17, 5 м, сечение выберите самостоятельно. (10 баллов) 7. По физической карте мира определите, как изменилась бы площадь Южной Америки, если уровень воды в океане поднимется на 200 м. (10 баллов) Система формирования рейтинговой (балльной) оценки Уровни сложности заданий Баллы 1 2 3 Схема перевода рейтинговой (балльной) оценки в традиционную 5-балльную шкалу отметок Балльная оценка Традиционная 5-балльная отметка Примечание 36-32 5 Обязательно выполнение одного из заданий 3 уровня 31-24 4 23-18 3 17 и менее 2 Для оценивания результатов выполнения работ применяются два количественных показателя: традиционные отметки «2», «3», «4», «5» и рейтинговая (бальная), значительно расширяющая диапазон традиционной отметки. Рейтинговая (бальная) отметка формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение проверочной работы. Далее суммарный рейтинг переводится в 5-бальную шкалу отметок. Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает: эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразование знаний - креативностью (творческими способностями). В качестве средств формирования творческого мышления на уроках географии я использую проблемные вопросы и задания, которые направлены на развитие и проверку умений логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы, т. е. помогают развивать у школьников склонность к научному познанию. Для развития познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления я использую: обучение приемам графического конспектирования, т. е. составление опорных конспектов. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников. Подводя итоги, хочу показать результативность своей работы на примере тематического учета знаний по теме «Определение географических координат» в седьмых классах (анализ диаграммы), и качество знаний учащихся в седьмых классах по четвертям (анализ диаграммы). Бесспорно: любое образование - в интересах личности. Для достижения цели в организации учебной деятельности учащихся, необходимо использовать дифференцированное обучение - т. е. создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика, как индивидуальности. Таким образом, дифференциация определяет индивидуализацию обучения, т. е. задает учет личностных особенностей каждого ученика. Ввиду наличия индивидуальных различий у учащихся возникает вопрос, как организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы.