Экспериментальные уроки русского языка и литературы в рамках обновленного содержания образования

Для того чтобы сегодняшний ребенок, а завтрашний специалист нашей страны был успешным и конкурентоспособным в условиях 21 века, он должен быть востребован на рынке труда.

Авторы: Шоманова Гульмира Кабаевна, Умарбекова Фарида Нуртаевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Для того чтобы сегодняшний ребенок, а завтрашний специалист нашей страны был успешным и конкурентоспособным в условиях 21 века, он должен быть востребован на рынке труда. Все, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий - все это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных задач, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Необходимо развивать у детей любознательность, инициативность, настойчивость, лидерские качества, социальную и культурную осведомленность. Все это, наряду с классическими знаниями, включено в обновленное содержание школьного образования. Подход к новому школьному образованию полностью стирает стереотипы о преподавании. Учиться придется как школьникам, так и учителям. Будут новые методы построения урока, оценивания учащихся, да и в целом предстоит поменять мышление и взгляд на науку. Обновленное содержание образования построено на понятии «критериальное оценивание», введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963 году. Что же такое критериальное оценивание? Критериальное оценивание – это оценка успеваемости учащихся по предопределенным критериям. Такое оценивание отличается от метода «нормативного» оценивания, в котором работа/ люди оцениваются с точки зрения того, насколько ее могут сделать другие люди. Целью критериального оценивания является получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса. В системе критериального оценивания приоритетными являются два вида оценивания: формативное и суммативное оценивания. Формативное оценивания является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится ежедневно в течение всего учебного процесса. Суммативное оценивание проводится несколько раз в четверть с целью предоставления обучающимся и родителям, а также и для самого учителя информации о прогрессе обучающихся во время учебы. Надо понимать и различать суммативное оценивание за четверть (где оно проводится в конце четверти один раз) и суммативное оценивание за раздел (такое оценивание может проводиться несколько раз после изучения какого-либо раздела в течении четверти и по времени не должно превышать более 20 минут). Результаты формативного и суммативного оценивания предполагаются использовать самим учителям для анализа их собственной работы, а также определения, в каком направлении двигаться дальше. Одним из главных аспектов в обновленном содержании образования является понятие «активное обучение». Активное обучение представляет собой ряд подходов к преподаванию и обучению, которые требуют большего участия в обучении, чем пассивное слушание учителя. Для активизации обучения на уроках русского языка и литературы мы используем приемы и стратегии приемлемые для языкового обучения. Так на уроках литературы мы используем «тонкие» и «толстые» вопросы (по Блуму). На уроках мы предлагаем обучающимся задать 5 вопросов, по которым они должны отгадать тему сегодняшнего задания или литературного персонажа, о котором мы будем говорить на занятии. Для активизации самостоятельной работы обучающихся нередко используем составление инструкций по проведению одного из этапов урока, в которых представлены единые требования: анализ прозаического и лирического произведений, нахождение в тексте средств художественной выразительности по литературе; в русском языке используются разные виды лингвистического анализа текста или предложений, составление планов к тексту, подготовка к пересказу, нахождение ключевых слов и фраз в тексте, выборочное списывание. Для заданий, построенных на знании только темы урока: учитель дает как домашнее задание только идею и объясняет принцип построения следующего урока, т. е. объясняет как будет производиться работа в группах, парах, индивидуально и дает возможность продумать эти идеи самостоятельно, но по заранее продуманной инструкции: совместное составление плана творческой работы, разработка методологических решений, расчленение на составные части и организация групп учащихся для создания творческой работы. Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. На одной стороне записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. На другой стороне предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет вас быть более внимательным к прочитанному, поэтому вы с педагогом можете договориться о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту. Хочется отметить прием «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Обучающимся предлагается записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый читает написанное, затем слово предоставляется другому учащемуся, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт обучающихся по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Стратегии, наиболее предпочитаемые учащимися на уроках русского языка и литературы: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления», «Ромашка Блума», «РАФТ», «Кубизм», Мозаика «Джигсоу», «Синквейн». Приёмы, наиболее часто используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), ИНСЕРТ, ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. В рамках обновленного содержания образования новым подходом к обучению является понимание Учителя не как авторитарной личности, навязывающего свою точку зрения. А Учителя, который на уроке играет роль катализатора, модератора и наставника, который направляет и помогает самостоятельно сделать открытия. Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий, а нужно начинать всегда с похвалы, направлять обучающегося, учить их самостоятельно получать информацию – это является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления. Конечно, в рамках внедрения обновленного содержания образования возникают много споров, вопросов, диспутов. Какие даст результаты – покажет время и нам остается только надеяться, что новый корабль, который поплыл в образовательном океане благополучно достигнет своей гавани.