Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей в условиях дошкольного учреждениях

Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.

Автор: Негруцак Елена Федоровна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты Генрих Нейгауз В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен. Актуальность работы с одаренными детьми определяется еще несколькими обстоятельствами: В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом. Проблема одарённости раскрывается в целом ряде научных исследований. Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности должны открыться. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл. Поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Развитие одарённого ребёнка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, быть способным к выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремиться выйти за её пределы. Общая характеристика одаренности Одаренность – это одаренность, которая проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний; качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность интеллектуальная – это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т. е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т. д. Одарённость творческая – это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные дети: как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени. Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся: • наблюдение; • общение с родителями; • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; • конкурсы, соревнования, фестивали и другие мероприятия. При выявлении одаренных детей, несомненно, необходимо использовать весь арсенал психолого-педагогических методов: наблюдение, эксперементально-формирующий метод, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, метод экспертной оценки и пр. Отсюда мы делаем стратегически важный вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях дошкольного образования. 2. Возрастные особенности одарённости Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов: первый этап (2 –3 года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления; второй этап (3 – 4 года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности; третий этап (4 - 5 лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей, имеющих способности в группы для дополнительных занятий; четвертый этап (5 – 6 лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата; пятый этап (6 – 7 лет) само проявление одаренности. Следующий период проявления одарённости (11 – 14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер. Итоговый период проявления одарённости (15 - 20 лет). Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. 3. Система работы ГККП «Ясли – сад №29 города Павлодара» Цель, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей; содействие в поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи: • определение критериев одаренных детей, выявление дошкольников, требующих особого маршрута сопровождения; • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия); • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, марафонах, играх); • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Стратегия работы с одаренными детьми в ДОУ заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с одаренными детьми в ДОУ строится на следующих принципах: • принципе дифференциации и индивидуализации (высшим уровнем реализации которых является разработка программы развития одаренного ребенка); • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей; • принципе усиления внимания в индивидуальной работе с детьми; В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, педагог-психолог знакомится с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения. Ведется подбор и накопление в методическом кабинете литературы, необходимой для самообразования по этой теме. Педагог-психолог проводит целенаправленное наблюдение за самостоятельной деятельностью дошкольников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. В ДОУ стали традиционными олимпиады, конкурсы, и различные мероприятия, позволяющие ребенку проявить свои способности. Педагогическим коллективом создаются самые благоприятные условия одаренным детям для реализации их творческих способностей. За свои заслуги и победы дети и их родители получают грамоты, благодарственные письма и подарки. Вся информация о наших достижениях размещается на сайте сада, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития. В консультативном пункте ДОУ оказывается квалифицированная психолого-педагогическая помощь родителям одаренных детей. Не секрет, что иногда мамы и папы не могут определиться с тем, какое образовательное учреждение выбрать для ребенка, одаренного в той или иной области; какую предпочесть программу и режим обучения, где получить дополнительный образовательные услуги. Заключение Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения дошкольного образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей. Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если: • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, • опирается на научные критерии одаренности; • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка; • выявлены основные принципы организации обучения одаренных дошкольников; • структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка. Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан Казахстана также одаренные взрослые - педагоги. Литература • Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. • Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова [и др]; под общ. ред. Л. А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989 • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. • Годовой план работы на 2012-2013 уч. г. МБДОУ№10 «Улыбка» • Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание., 1991. • Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с. • Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб. -метод. Пособие / авт. -сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006. • Общеобразовательная программа МБДОУ №10 «Улыбка» комбинированного вида принята на заседании педсовета пр. №4 от 08. 02. 2011г. • Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991. • Словарь практического психолога/Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с. • Касабуцкий, Н. Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н. Н. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская: под общ. ред. А. А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991 • Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1994. • Работа с одаренными детьми / сост. О. А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006. • Учу творчески мыслить / под ред. Н. Д. Алексеева. – Минск, 1999. • Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с. • Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 128