Формирование позитивного отношения детей дошкольного возраста, с нарушениями речи, к трудовой деятельности

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства.

Автор: Беляева Марина Валерьевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем, что ребенку будет трудно, что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Одна из главных задач в моей работе — воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Руководствуясь «Типовой программой дошкольного обучения и воспитания РК» от 2016 года трудовая деятельность дошкольников в нашей группе реализовывается на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением. Пространство для трудовой деятельности в нашей группе сформировано с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка, обеспечивает развитие общения между детьми, детьми и взрослыми, способствует физическому, социальному, эстетическому, познавательному воспитанию и обучению детей. Предметный мир, окружающий ребенка, мы постоянно пополняем и обновляем, в соответствии с возрастом детей. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. «Типовая программа дошкольного обучения и воспитания РК» предусматривает четыре вида труда посильных детям дошкольного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в уголке природы, труд в природе. На каждом из них мне бы хотелось остановиться поподробнее. В нашей старшей группе мы продолжаем работу по совершенствованию навыков самообслуживания: еды, умывания, раздевания и одевания, умений пользоваться предметами гигиены. Как бы это странно не звучало, но многие дети, нашей группы в сентябре месяце не умели правильно одеваться и раздеваться, правильно держать столовые приборы, пользоваться туалетом, они не понимали, как правильно их нужно держать. Сначала я помогала детям: правильно вкладывала и фиксировала ложку и вилку. Сейчас дети все реже допускают прежние ошибки, а если это случается, то быстро исправляются. Многие дети не знали правил правильной последовательности одевания и раздевания. Дети вываливали сразу всю свою одежду на лавочку, загромождая пространство приемной, и не давали возможности другим детям переодеться. Ежедневный показ действий, словесные инструкции не давали быстрых положительных результатов. Я сделала вывод, что этого не достаточно. Тогда я решила задействовать дополнительно зрительный анализатор, использовать в своей работе схему (алгоритм) одевания и раздевания. Составила схему и прикрепила в приемной, доступном для детей месте. Спустя два месяца схему убрала, так как дети в ней перестали нуждаться. Прислушиваясь к словам воспитателя, выполняя словесные инструкции, задействовав дополнительно зрительный анализатор, я медленно и терпеливо добиваюсь положительных результатов. Дети все реже допускают свои предыдущие ошибки. Основной проблемой в нашей группе по совершенствованию навыков одевания и раздевания детей являются родители. Которые не дают возможности детям проявлять самостоятельность, ползают перед ними на четвереньках, одевают и обувают их, ссылаясь на то, что они еще маленькие. Чрезмерная любовь и забота родителей дает свое дело: дети становятся ленивыми, пассивными, медлительными. Для того чтобы добиться положительных результатов я веду работу не только с детьми, но и с родителями. Провожу индивидуальные беседы, составляю рекомендации, консультации, подбираю для родителей дидактические игры, которые можно провести дома. Несмотря на трудности в одевании и раздевании наши дети очень любят гулять и особенно стоять первыми в строю. В нашей группе есть дети, который умеет быстро и правильно одевается на прогулку, но никогда не торопятся (играют, отвлекаются на других детей, ленятся), а хотят быть всегда первыми. Решать эту проблему мне помогают беседы с детьми, с родителями. Дети относятся к ним терпеливо и не проявляют агрессии, помогают им одеваться, уступают место в строю, проводят с ними беседы. В таких случаях я обращаю внимание детей на проявления внимания и заботы, по отношению их друг к другу, ставлю этих детей в пример, хвалю. Для тех детей, которые обладают всеми этими навыками главным приемом в руководстве по самообслуживанию, в нашей группе, является - контроль. Эти дети самостоятельно выполняют устные инструкции и мне достаточно их просто проконтролировать. Таким образом, я продолжаю формировать гуманные чувства и положительные взаимоотношения, воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить друг другу на помощь. Для достижения положительных результатов я использую разные методы и приемы: словесные инструкции, личный пример, показ действий, составление алгоритмов, схем, индивидуальные беседы с детьми и родителями, консультации, рекомендации, подбор дидактических игр. Хочется отметить, что большую радость детям в нашей группе доставляет - дежурство по столовой. В группе создан уголок дежурного по столовой. Здесь дети могут увидеть фотографии дежурного, рядом хранятся чистые детские фартуки косыночки, колпачки. Детям нравиться сервировать стол, убирать посуду за детьми, сметать крошки со столов. Примером им в этом служит наш добрый, внимательный, заботливый помощник воспитателя, всегда одетый в белоснежную специальную форму. Дети стремятся быть похожими на нее. Именно в этом виде трудовых поручений видна работа нашей сплоченной команды. Надевая новые, красивые, белоснежные фартуки и косыночки, наши дети раскрываются и меняются на глазах. На их лицах появляются улыбки, поручения они выполняют очень старательно и с большой ответственностью. Детям очень нравиться, когда их благодарят дети, и хвалят взрослые. Важным условием в моей работе по самообслуживанию является не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности, учится доводить начатое дело до конца. Как же в детском саду без хозяйственно - бытового труда, ведь именно он закладывает основу трудового воспитания. Первое время, наблюдая за тем, как я навожу порядок в групповой комнате, собираю игрушки, протираю полочки, не у всех детей возникало желание помочь мне в работе. Тогда я решила превратить труд в игру. И предложила детям поиграть в игру «Мамины помощники». Дети откликнулись на мой призыв. Они быстро навели порядок в группе: мальчики: сложили строительный материал, расставили машины, а девочки убрали посуду. Постепенно привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, превращая труд в игру, желающих мне помочь, стало намного больше. Я сделала для себя вывод: сюжетно-ролевая игра - эффективный способ привлечения детей к выполнению трудовых поручений. Сейчас дети с удовольствием играют в такие сюжетно-ролевые игры как «Я помощник»; «Вот как я могу»; «Маленькие да удаленькие»; «Агентство Мери Попинс». В вечернее время, работу по хозяйственно – бытовому труду я провожу в мини-группах (по 3-4 человека). Команду дети выбирают себе самостоятельно. Дети сами делят обязанности между собой. Что позволяет им быстро и качественно выполнить свою работу: собрать игрушки, навести порядок в группе, быстро и качественно протереть полочки, аккуратно сложить строительный материал. По окончании выполнения заданий даю оценку их работе. Для комфортного выполнения трудовых поручений родители приобрели в группу необходимый инвентарь: детские фартучки, тазики, щетки, тканевые салфетки, поролоновые губки, подносы. Таким образом, постепенно, терпеливо, не навязчиво я воспитываю в них привычку работать. При первых трудностях на помощь не спешу, побуждаю детей к самостоятельным решениям проблемы; если же без помощи не обойтись, вначале даю совет детям, задаю наводящие вопросы, активизирую имеющийся опыт прошлых лет. С целью совместного поиска решения вопросов о трудовом воспитании детей я установила доверительные отношения с родителями. Провела беседы с родителями: «Трудовое воспитание в семье»; «Должен ли ребенок трудиться»; «Какой труд доступен детям». Цель этих бесед: сотрудничество родителей, детей и воспитателя в области трудового воспитания. Приучая детей к выполнению хозяйственно - бытовых поручений я готовлю их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному и физическому развитию ребенка. Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах детей внимательное и благодарное отношение к труду. Поэтому я всегда позитивно оцениваю даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показываю ему эстетику труда. Особое внимание в нашей группе мы уделяем уголку природы. У нас есть аквариум с рыбками – гуппи, улитки, большое количество комнатных растений. Сотрудничество с родителями позволило нам оборудовать уголок специальным инвентарем: лейки, пульверизаторы, тазик, губки, тканевые салфетки, фартучки и др. В начале учебного года, я знакомила детей с растениями нашего живого уголка. Проводила беседы о способах ухода за ними, знакомила с условиями роста и развития растений. На собственном примере показывала, как правильно ухаживать за аквариумом, кормить рыбок и какое количество корма им требуется для каждого кормления. С октября месяца ввела дежурство. Детей желающих работать в уголке природы всегда много. Дежурных назначаю ежедневно обычно это два ребенка (разных по уровню развития речи), учитывая их речевые возможности, и индивидуальные особенности. Такая форма работы дает положительные результаты. Дети гордятся результатами своего труда. В конце рабочего дня даю оценку дежурным: что сделали правильно, какие ошибки допустили и как их исправить, благодарю за проделанную работу. Приобщая детей к труду в уголке природы, я развиваю в них наблюдательность, любознательность, сообразительность, инициативу, активное восприятие, внимание, сосредоточенность, тренирую память, воспитываю в них интерес к природе. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда. Наблюдение за трудом взрослых является одним из мощных факторов социализации ребенка, позитивного восприятия окружающего мира. Расширяя представление детей о труде взрослых, я знакомлю их с художественной литературой, пословицами и поговорками о труде, провожу беседы, экскурсии, знакомлю с профессиями, рассматриваем картины, альбомы, играем в подвижные и дидактические игры. Наблюдения с детьми за трудом взрослых я сопровождаю рассказом, объяснениями, вопросами к детям. Положительным примером для детей, послужило наблюдение за работой мам детей (утепление окон к зиме). Дети проявили любознательность, гордость за своих родителей. Наряду с наблюдением за трудом окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. За нашей группой закреплен участок, на территории которого находятся цветники, и большое количество деревьев и кустарников. Здесь дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Постоянные наблюдения за растениями и посильный труд детей, позволили детям быстро запомнить название цветов и безошибочно узнавать их на территории детского сада и за его пределами, во время проведения рекреационных походов. В осенний период времени года, наблюдая за тем, как я сгребаю сухие листья и собираю их в большие мешки, многие дети не могут стоять спокойно и смотреть, они начинают проявлять инициативу, предлагают свою помощь. Наши дети - настоящие помощники, которые всегда рядом и придут мне на помощь, они помогут собрать опавшие листья, сухие и сломанные ветки, подмести дорожку, подержать мешок, чтобы сложить в него сухие листья. Самых трудолюбивых детей ставлю в пример другим детям. Обращаю внимание детей на то, как красиво стало у нас на участке, после уборки сухих листьев. Неоспоримое положительное влияние на трудовую деятельность детей имеет совместный труд родителей и детей на участке детского сада. Совместная работа объединяет их, вызывает в детях желание трудиться. Дети хотят быть похожими на своих родителей, гордиться своими родителями, свои трудом, трудом своих родителей, быть полезными обществу и природе. Чего только стоят поделки из овощей, фруктов и природного материала, составленные родителями и детьми для выставки «Осенние аранжировки»: «Барыня сударыня», «Осенний букет», «Совушка Сова», «Маленькие друзья», «Фруктовая корзинка» и др. Постройки кормушек для птиц, в которой приняли участие 14 семей. «Столовые для птиц» получились красивые, интересные, не похожие друг на друга, сделанные из разных видов материалов: из дерева, пластиковых бутылок, пластиковых контейнеров, коробок из-под сока. Теперь у детей появилась возможность поближе рассмотреть птиц, познакомиться с их повадками, проявить заботу о птицах – принести корм и вовремя их накормить. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, умственного и сенсорного развития детей, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, волевые усилия. Таким образом, совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: дети обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель. В заключении хочется сказать: Какую бы работу я не организовывала с детьми, главная моя цель — вызвать позитивное отношение к труду, заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность. Литература: 1. Методическое руководство к «Типовой программе дошкольного воспитания и обучения» 2016 года - старшая группа 2. «Дошкольная педагогика», Январь, 2011г 3. http://www. bestreferat. ru/referat-137820. html 4. http://lib. rosdiplom. ru/library/prosmotr. aspx?id=499093