Использование ТРИЗ-технологии для повышения качества образования

Сегодня, в век современных компьютерных технологий, педагогу приходится все время штурмовать новые вершины знаний. Одной из таких «вершин знаний» для меня есть переход на 12-летнее образование.

Автор: Асрандина Айгуль Хайруллаевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Сегодня, в век современных компьютерных технологий, педагогу приходится все время штурмовать новые вершины знаний. Одной из таких «вершин знаний» для меня есть переход на 12-летнее образование. Перед нами — учителями стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Достижение этой задачи невозможно, если учитель сам не готов к условиям быстро изменяющегося мира. Помочь в этом, я считаю может ТРИЗ-технология. ТРИЗ- технология (Тургунбаева Б. А) Актуальность данной технологии (по Тургунбаевой Б. А) обусловлено потребностью рынка труда специалистах различных профессии, обладающих творческими качествами (Н.: дизайнер). Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. Ценности творческого опыта для человека (по Тургунбаевой Б. А.) заключается в следующем; -проживание в ситуации «здесь и сейчас» погруженность в настоящее; -наивность, естественность, открытость; - отказ от всего, что мешает творить: сильного «ЭГО» и давящего «Альтер-ЭГО»; - отказ от страха; - сила и мужество; - творческое постижение мира вместо абстрактного познания; -обретение внутренней целостности и гармонии с тобой; - переживание своей уникальности и понимание другого в момент творчества. Тургунбаева Б. А. считает, что все зависит от подхода, выбранной сами педагогом. Один и тот же материал, в одном и том же объеме может быть подан в разной форме: репродуктивной, творческой, исследовательской, ценностно – смысловой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный. Основные черты учебного творчества: - Видение новой проблемы в знакомой ситуации; - Видение целостной структуры объекта и его новой функции; - Самостоятельное комбинирование известных способов действия, превращение их новый способ действий; - Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств; - Самостоятельный перенос знаний и умений в принципиально новую ситуацию. В ТРИЗ – технологии выделяются следующие виды творческих заданий: - Выбор требуемой информации из предложенной; - Исправление ошибок; - Установление взаимосвязей- закономерностей; - Обледенение (систематизация); - Сравнение; - Доказательство или опровержение; - составление плана деятельности; - моделирование; - установление причин; - определение последствий; - определение новых функции; - решение противоречий; - поиск проблем; - анализ научных закономерностей и теорий. Творческие задания первых шести видов решаются с помощью информации, имеющихся в учебниках. Для решения других она предлагает использовать различные методы активизации мышления, такие как мозговой штурм, синтетика, метод фокальных объектов, морфологический метод, метод творческих преобразований, предусмотренных технологией ТРИЗ. Применять творческие задания можно и нужно на всех этапах изучения новой темы. Целесообразно чередовать репродуктивные творческие задания на этапе закрепления изученного материала, проводить отдельные уроки творчества. Алгоритмы активизации творческого мышления. 1 Мозговой штурм. Этот метод был рассмотрен в теме «Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности» (Селевко Г. К.) 1. Алгоритм мозгового штурма: 1. Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные, в том числе и абсурдные, гипотезы и ее решения. 2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите из них те, которые наиболее вероятны. 2. Синтетика. Единственной научной попыткой усовершенствовать мозговой штурм следует считать синтетику, что в переводе с греческого означает «объединение разнородных элементов». Автор синтетики У. Годон (США) разработал этот метод в 50-е годы. По его мнению творческий процесс познаваем и поддается усовершенствованию. Для творческого процесса, утверждает он очень важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот. Речь идет в том, чтобы за новой проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое, решаемое известными средствами. Это метод творческих задач решаемое по следующему алгоритму: Внимательно прочтите условие задачи и предложите все возможные варианты ее решения. Для этого постарайтесь найти все следующие виды аналогий: 1 Прямая аналогия- с некоторой системой живых или неживых процессов в природе (круговорот воды, симбиоз и др.) 2. Личная аналогия- представить себя в образе той системы, в которой возникла проблема. Что стоило бы изменить? 3. Символическая аналогия- изображение условий задачи в виде сказки и применение фантазийных ситуаций для поиска ответов. 3. Метод фокальных объектов. Еще в 20-х годах прошлого столетия профессор Берлинского университета Ф. Кунце предложил так называемый метод каталога: нужно наугад открыть любой каталог (словарь, книгу, журнал) взять любое слово и «состыковать» с исходным словом (название прототипа). Итак, цель метода фокальных объектов- вызвать неожиданные ассоциации и таким образом взглянуть на объект с необычной стороны, которая будет проходить по следующему алгоритму: 1. Выберите объект, который нужно усовершенствовать; 2. Выписать из книги, журнала несколько случайных объектов и записать характерные для них признаки. 3. Попытайтесь признаки случайных объектов переносить на совершенствуемые объект. Этот метод прост, полностью осваивается после одного- двух упражнений и с успехом применять для развития воображения. 4. Метод творческих преобразований. Предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования, Примеры: 1. Альтернативное применение. Как можно данный объект 2 Изменение. Какой неожиданный поворот изменения вы могли бы придумать? 3. Уменьшение. Можно ли сделать этот объект меньше, короче, легче, слабее, тоньше? 4. Увеличение, можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще? 5. Замещение. Можно ли заменить название? Что можно использовать вместо этого? 6. Перемещение. Могут эти люди поменяться местами, своими делами? 5. Метод морфологического анализа. Чтобы провести морфологический анализ, нужно: - точно сформировать проблему; - рассмотреть возможные аналогичные системы; - выделить наиболее важные признаки, по которым могут быть описаны эти системы; - рассмотреть как можно больше значений по каждому признаку; - выбрать интересные комбинации значений. Из известных педагогических систем, ТРИЗ самая эффектная, которая обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность. Поэтому важно для формирования творческой личности применение ТРИЗ – технологии на всех ступенях среднего образования и во всех предметах. В то же время Тургунбаева Б. А. отмечает воспитательное и валеологическое значение ТРИЗ. Воспитательное значение проявляется в двух аспектах: Учащийся, создавший собственную идею, приобретает серьезную мотивацию к ее воплощению, становиться целеустремленным, положительно социально направленным. Ставить учащегося в позицию активного созидателя, формирует представление о мире, которые можно познавать и использовать. Законы существования системы, формируют понимания природы добра и зла. Валеологическое значения ТРИЗ- технология состоит в следующем: творчество, создания новых идей вызывает радость интеллектуальных побед, положительные эмоции, которых обычно учащимся не хватает. Это улучшает состояния здоровья и уменьшает тягу к наркотикам и другим вредным привычкам. Данная технология используется в преподавании различных предметов. При этом учебный процесс рассматривается как процесс творчества, результат системного мышления и творческих способностей. В качестве продукта учебного процесса называются навыки мышления. К таким навыкам относятся чувствительность к проблемам, к дефициту или к проблемам в занятиях, новых информации, отношение элементам окружающей среды. Дебаты Одним из эффективных инновационных, образовательных, методологических решений являются дебаты. Сегодня дебаты в системе образования осмысливаются как программа, инновационная форма учебного процесса, соответствующая задачам обучения; как метод обучения, обеспечивающий способ организации познавательной деятельности; как образовательная технология, региональный путь обучения, который имеет систему способов, принципов и результатов. Инновационная педагогическая технология «Дебаты» направлена на развитие ребенка, на раскрытие его личностного потенциала. Цель дебатов- воспитание свободных граждан с развитием интеллектуальными способностями, творческими отношением к миру, чувством личной ответственности и морали. Дебаты решают следующие задачи: -обучающие, так как способствуют расширению кругозора, закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками; - развивающие; способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей; -воспитывающие: способствуют формированию нравственно - мировозренческой позиции, гражданских качеств и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе; - социализирующие: приобщают к нормам и ценностям гражданского общества, адаптируют к условиям современного общества, способствуют формированию культуры общения, терпимости к различным взглядам и мнениям. Этапы дебатного процесса: подготовка к дебатам, собственно дебаты и рефлексия. Соотношение и значение этапов определяются целями и задачами учебно- воспитательного процесса, особенностями темы, проблемы, индивидуальными и возрастными особенностями, уровнем развития школьников. В дебатах, где в результате совместной деятельности учителя и учащихся обязательный материал дополняется свободно добываемой информацией, а формы обучения смыкаются с формами организации свободного времени. Каждый этап дебатов состоит из определенных шагов. Технологическая схема Дебатов Этап ориентации -постановка проблемы, целей; -актуализация знаний по теме -определение ключевых слов; -выявление сути проблемы; 2. Этап подготовки к дебатам -сброс информации; -анализ информации; -творческое осмысление информации с целью составления линий утверждения и отрицания; -составление речей спикеров; -апробация и корректировка первичного кейса; - психологическая подготовка (тренинги и упражнение). 3. Этап проведения- собственно дебаты -определение позиции участников; -выступления спикеров; -проведение перекрестного опроса; -современная деятельность команды по составлению опровержения ребатла; - судейский анализ и вынесение решения. 4. Этап рефлексии дебатов - восстановление процесса игры; -описание прошедших дебатов; -анализ конструктивная критика деятельности; -фиксация личностных изменений школьников; -рефлексия собственной позиции по обсуждаемой теме; -рекомендации. 5. Этап возможного последействия -активная позиция как результат проведенных дебатов Дебатная технология позволяет, прежде всего сформировать у личности логическое и критическое мышление, навык организации своих мыслей, навыки устной речи, навыки риторики, уверенность в себе, способность в команде, способность концентрироваться на сути проблем, манеры при публичном выступлении Значение дебатной технологии выражается в том, что она 1. является средством формирования коммуникативной культуры 2. способствует развитию личности 3. является эффективным средством воспитания детей в духе ценностей открытого общества 4. является эффективным средством социализации учащихся От эффективности применения технологий в обучении во многом зависит и степень подготовленности школьников к последующей за обучением практической деятельности в любой сфере производства. Способность с самообучению и самообразованию обуславливают успешность его адаптации в современном мире.