Инновационные подходы к обучению математики

В данной работе описана актуальность инноваций в образовании. Приведены примеры инновационных подходов к обучению математике и результативность. Методично и последовательно описано то, какие, как, когда и для чего нужны инновации в обучении

Автор: Гертель Татьяна Павловна

Современные инновации в образовании

Реагировать на происходящие вокруг нас изменения недостаточно быстро или недостаточно эффективно – все равно, что не реагировать совсем. Р. Акофф Социально-экономическая ситуация в мире постоянно меняется и развивается, что диктует необходимость модернизации системы образования, точнее переосмысление подходов к обучению. Такая модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время, на первое место выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Традиционный подход в образовании, ориентированный на формирование системы знаний, умений и навыков, отстаёт от современных требований общества и рынка труда. Поэтому традиционное обучение не отвечает современным требованиям общества и существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволят формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать научные проблемы. Внедрение в образование новых педагогических технологий позволяет поднять обучение школьников на более высокий уровень. Поэтому инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность обучения. К инновационным технологиям можно отнести технологию развивающего обучения, проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии, мониторинг и др. Цель учителя - применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. На уроках математики в первую очередь надо развивать познавательный интерес к предмету, активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого используются проблемные ситуации, которые необходимо разрешить. Чтобы обучение стало интересным, нужно проводить нестандартные уроки. Очень важно, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. На уроках математики целесообразно использовать игровую технологию, технологию разноуровневого обучения, личностно-ориентированную технологию. Это позволит каждого учащегося увлечься предметом и получить знания. Например, при изучении признаков делимости чисел на 5 в пятом классе можно провести игру «Спасатели». Учащимся предлагается бутылка с письмом, найденная в море. В письме просят о помощи люди, которых взяли в плен пираты: «Дорогие ребята! Помогите нам. Пираты сказали, что если мы без калькулятора и вычислений на бумаге не скажем, какие из предложенных чисел делятся на 5, то нас выбросят в море на съедение акулам. Числа 1254; 785; 10980; 2675; 27689; 2365438764; 28965432115; 260». Это позволит не просто озвучить признак делимости на 5, а учащиеся, выполняя роль спасателей, решают проблемную ситуацию и осуществляют поиск ее решения. Результатом и будет признак, который не надо заучивать. Знания, добытые в поиски прочно оседают. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаем их методами научно-исследовательской и проектной деятельности. Главное для педагога – «Увидеть и услышать» ученика: его проблемы, наклонности, способности. Но такая деятельность не может опираться только на педагогическое мастерство и интуицию педагога. Ученик, в свою очередь, должен обладать не только определенным минимумом предметных знаний, но и сформированными общенаучными умениями и навыками. Учитель должен дать обучающемуся необходимый инструментарий, который позволит проникнуть ему в сущность предмета, поможет включиться в активную практическую и мыслительную деятельность. Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Метод проектов позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта» имеющего для участников проекта практическое значение. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении Результативным при обучении учащихся является реализация деятельностного подхода, что обеспечивает выполнение следующих условий: поэтапное оперирование с материалом делает посильным его усвоение; обеспечение уровневой дифференциации в ходе самостоятельной работы позволяет каждому добраться до тех “высот”, которые ему в данный момент посильны. Задания содержат в себе не только указание на образец, но и сопровождаюся такой разметкой нового материала, которая позволяет правильно выполнить с ним заданное действие. Но чтобы так разметить новый материал, нужно прежде соответствующим образом разметить сам образец, т. е. разделить его на такие части, из которых он составляется в процессе воспроизведения. В результате осуществляется постепенный переход от пошагового контроля к самоконтролю. Деятельностный подход предусматривает постоянную обратную связь. Организуется такое выполнение работы, которая свидетельствует, что все понято правильно; осуществляется проверка правильности выполнения работы каждым учеником; каждый ученик получает возможность с помощью учителя и других учеников ликвидировать сбой; если задание выполнено, верно, то ученик об этом немедленно узнает и это весьма действенно стимулирует интерес к учению. Учитель должен не давать готовые знания, а научить учащихся добывать эти знания, уметь их применять и адаптировать с учетом конкретных условий. Учитель должен грамотно сочетать в своем преподавании инновационные технологии и их элементы. Именно такой комплекс будет эффективным и даст качественный результат.