Взаимоотношения в коллективе и возрастные особенности старших школьников

Родительское собрание на тему: Взаимоотношения в коллективе и возрастные особенности старших школьников Личность ребенка 16-17 лет характеризуется обычно иначе, чем личность подростка. Психологи отмечают уравновешенность, оптимизм, уверенность в себе – с

Автор: Волкова Елена Викторовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Юность подобна первым пришедшим в голову мыслям, которые не так зрелы, как последующие. Френсис Бэкон После бурного и противоречивого подросткового возраста начинается ранняя юность или старший школьный возраст. Многие подчёркивают различия между двумя этими периодами. Так, Л.Н.Толстой писал: «Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть…счастливой поры…юности». Личность ребенка 16-17 лет характеризуется обычно иначе, чем личность подростка. Психологи отмечают уравновешенность, оптимизм, уверенность в себе – стабилизацию личности. Она проявляется в эмоциональной сфере: становится более ровным и устойчивым настроение. Дети 16-17 лет независимо от их настроения выглядят более сдержанными, чем в 11-15. Как правило, исчезают частые и резкие аффективные вспышки, которые возникали у подростков по любому поводу. В ранней юности стабилизируется самооценка. Происходит это благодаря формированию «Я- концепции» - системы устойчивых, внутренне согласованных образов «Я». Самооценка становится устойчивой, и её трудно, часто невозможно, изменить даже под давлением справедливых мнений и фактов. Ещё один важный сдвиг в самосознании, появляющийся в связи со стабилизацией личности, - повышение общего уровня самооценки. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников: она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Ситуация благоприятна для этих изменений - впереди ещё два года привычной школьной жизни. Некоторые настолько «расслабляются» после итоговых экзаменов за 9-й класс, что, придя в 10-й, интересуются всем, только не учёбой и планами на будущее. Таковы в большинстве своём мои десятиклассники, которые никак не хотели в первом полугодии 10 класса «напрягаться» по поводу учёбы. Это, безусловно, влияло на взаимоотношения в коллективе. Одни не понимали, почему они должны давать списывать домашние задания тем, кто вчера прогулял до вечера или просто не захотел выполнять работу, а они в это время сидели «до ночи». Другие, в свою очередь, обижались на тех, кто отказывал в просьбе дать списать. Начались «тихие» конфликты. Всё это выяснилось, когда они, по моей просьбе, написали сочинение «Мой класс и классный руководитель». Помимо стабилизации представлений о себе в это время происходит стабилизация представлений о мире - формирование мировоззрения. В подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Не у всех детей формируется система ясных, устойчивых убеждений. Анкета, проведенная практиканткой Ботяковой О., показала, что почти 54% учеников 10-го класса считают себя склонными изменять своё решение под воздействием товарищей и взрослых, 85% наблюдают у себя колебания при выборе собственной позиции. Как подчёркивал Э. Эриксон, в юности необходим мировоззренческий выбор. Его отсутствие, смешение ценностей не позволяют молодому человеку найти своё место в мире человеческих отношений и не способствуют сохранению психического здоровья. Как показывает время, у нас в классном коллективе этот момент создаёт определённые трудности. Например, я или кто-то из ребят предлагаем провести какое-то мероприятие, тут же часть детей загорается этой идеей, а остальные высказывают отрицательное мнение относительно проведения. В конце концов, решаем провести, но скажем так «в период подготовки» чаще всего те дети, которые были готовы к проведению мероприятия, отказываются. Ссылаются на тех, кто с самого начала не хотел этого делать. Ранняя юность считается решающим возрастом в выработке мировоззрения. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций и, возможно, многие пожалеют о сегодняшней пассивности. Старший школьный возраст отличает устремлённость в будущее. Потребность обращаться к будущему считается возрастной особенностью юношеского возраста. И, если подросток смотрит в завтрашний день с позиций сегодняшнего, то юноша относится к сегодняшнему дню с позиций завтрашнего. По некоторым данным, старшеклассники обращены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое изменение ориентации объясняется спецификой современной ситуации в обществе. Многие из ребят уже в 10 классе сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. С ним связано изменение учебной мотивации. Старшеклассники рассматривают учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют в основном те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, в результате страдают добросовестные дети, которые учат все предметы. В нашем классе 2 человека готовятся ежедневно, другой вопрос, что и у них не всегда получается. Но это порождает трудности и даже определённые конфликты. Эти дети становятся «белыми воронами» в определённом смысле, и приходится ежедневно доказывать необходимость знаний в дальнейшей жизни. Учителя, работающие в моём классе, знают об этой проблеме. С профессиональным самоопределением непосредственно связано самоопределение личностное. Вопрос: «Кем я буду?» - обычно сливается с вопросом: «Каким я буду?» Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём. Какая динамика развития личности характерна для ранней юности? Часто юность считают бурной, поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Но не у всех детей этот период оказывается напряжённым. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. У них, как правило, хорошие взаимоотношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые «минусы» в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. В старшем возрасте появляется особый интерес к общению со взрослыми. С родителями в это время обсуждаются перспективы, главным образом, профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чьё мнение для них важно, но при этом всегда сохраняется определённая дистанция. Общение между родителями и детьми 1. Хотел ли ты быть таким человеком, как твои родители? 2. Чьё понимание для тебя важнее всего, независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек? 3. С кем бы ты посоветовался в сложной жизненной ситуации? 4. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми? У ребят моего класса в большинстве своём доверительные, доброжелательные отношения с родителями. Об этом и говорят результаты анкеты. 5. Чувствовал ли ты когда – нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями? Общение со сверстниками необходимо старшеклассникам также, как общение с взрослыми, но оно имеет другие функции. Общение с друзьями остаётся интимно-личностным, исповедальным. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы. Старшеклассники так же, как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Некоторые из моих десятиклассников находятся под отрицательным влиянием ребят 11-го класса, правда радует тот факт, что пока класс «подавляет» их негативизм.