Методы и формы работы мастера производственного обучения

Профессионально-технические лицеи с 2013 года называются колледжами, но суть учебного заведения не изменилась - там по-прежнему подготавливают квалифицированные рабочие кадры в основном на базе неполной средней школы.

Автор: Иманбаев Асхат Жумабекович

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Профессионально-технические лицеи с 2013 года называются колледжами, но суть учебного заведения не изменилась - там по-прежнему подготавливают квалифицированные рабочие кадры в основном на базе неполной средней школы. Процесс обучения в колледже требует от преподавателей и мастеров производственного обучения соблюдения в своей педагогической деятельности следующих положений, правил, названных дидактическими принципами: - воспитывающий характер обучения; - наглядность обучения; - систематичность и последовательность обучения; - активность и сознательность учащихся в обучении; - доступность обучения; - обучение на производительном труде; - прочность знаний, умений и навыков. Все эти принципы связаны между собой, и на их основе проводится процесс обучения обучающихся. Процесс теоретического обучения идет параллельно с обучением практическим навыкам в учебных мастерских. На уроках теоретического и производственного обучения преподаватели и мастера вооружают учащихся знаниями. Обучая, давая новые знания, формируя умения и навыки обучающихся, мастера производственного обучения в то же время их воспитывают. Результатом воспитывающего влияния должно быть упорное стремление учащихся к хорошим и отличным результатам в учебе и труде, к честности и правдивости, инициатива и настойчивость. Для каждой специальности, которой обучают в колледже, мастерами производственного обучения разработан УМК (учебно-методический комплекс). Обучение ведется в строгой последовательности, согласно перечню. Преподаватели дают на своих уроках теорию, а мастера закрепляют с учащимися полученные знания в учебной мастерской (практически), т.е. используется метод наглядности, что позволяет учащимся лучше освоить новую тему. Каждая новая тема вытекает из предыдущей. Преподаватели и мастера производственного обучения, объясняя новую тему всегда проводят межпредметную связь и связь с жизнью. Главной задачей для мастеров производственного обучения является доступность преподаваемого материала, для того, чтобы у обучающихся не пропал интерес к уроку. Материал, изложенный доступно и просто, повышает интерес учащихся, придает им уверенность в себе. Учитывая то, что ребята в группе с разным уровнем подготовки, мастера производственного обучения дают на уроках производственного обучения разноуровневые задания, стараются найти индивидуальный подход к каждому обучающимся. В своей работе мастера и преподаватели ставят перед собой триединую цель: воспитательную, развивающую и образовательную. Конечная цель мастера производственного обучения - выпуск квалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Оттого насколько эффективна методика проведения уроков мастером производственного обучения и зависит, добьется ли он своей цели. Производственное обучение – важная часть в процессе подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих, на который отводится значительная часть общего учебного времени. На уроках производственного обучения мастер производственного обучения стремится к тому, чтобы обучающиеся прочно усвоили системы знаний, умений и навыков, сформировали умения применять их в жизни, развивает у обучающихся умение самостоятельного мышления, наблюдательности, овладение культурой умственного и физического труда, прививает любовь к выбранной профессии. Основная задача производственного обучения обучающихся в колледже – научить их планировать, подготавливать, осуществлять, контролировать и обслуживать характерный для их профессии производственный процесс. Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах с применением различных методов обучения. Формы обучения – это способы построения учебного процесса, которые определяют характер учебно-производственной деятельности обучающихся, структуру занятий под руководством мастера производственного обучения. Основной формой организации процесса производственного обучения обучающихся в учебных мастерских является урок. При урочной форме организации обучения, которая, прежде всего, характеризуется руководящей ролью мастера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения содержит четкие цели и содержание, а также организационные структуры. Тему урока мастер производственного обучения берёт из перечня УМК. Цели урока разделяются на обучающую, воспитательную и развивающую. В состав учебно-производственного комплекса входят специализированные мастерские: слесарная, токарная, лаборатория практических занятий профессии «слесарь по ремонту автомобилей» и.т.д. В основе формирования мастерских и лабораторий положен принцип специализации и потребности в подготовке специалистов для производственной сферы. Каждая мастерская и лаборатория имеет оснащение в соответствии с ее профилем и назначением, а также в объеме, достаточном для проведения учебных занятий: приборы, модели, макеты, специализированное оборудование, плоскостные пособия, стенды, в наличии металлические изделия, материалы для изготовления учебных изделий. Профессиональное обучение в учебных мастерских проводится для получения первичных профессиональных умений и навыков. Для того, чтобы добиться подлинного профессионального мастерства предусматривается разнообразие методов ведения уроков производственного обучения, оптимальное их сочетание. Эффективность обучения учащихся в учебных мастерских зависит от создания в них комфортных учебно-производственных условий: – материально-технические: достаточная площадь; исправное состояние оборудования, инструментов, средств индивидуальной защиты; своевременное обеспечение необходимыми материалами; соответствие требованиям безопасности труда и пожарной безопасности; – санитарно-гигиенические: достаточное естественное и искусственное освещение; оптимальный температурный режим, исправная работа вентиляции; минимально допустимый уровень запыленности, шума; наличие в каждой мастерской средств для оказания первой медицинской помощи; – эстетические: цветовая гамма окраски помещения и оборудования в соответствии с требованиями дизайна; озеленение. –технико-педагогические: взаимосвязь учебных мастерских при выполнении учебно-производственных работ (заказов). В учебной мастерской оборудуется рабочее место мастера производственного обучения, от рациональной организации и оснащения которого необходимыми средствами обучения во многом зависит качество его педагогической деятельности. Рабочее место мастера должно быть удобно, для того, чтобы обеспечить скорость и эффективность выполнения мастером его функций по управлению учебно-производственным процессом. Одним из важнейших компонентов уроков производственного обучения являются методы обучения. Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладение обучающимися практическими навыками, знаниями и умениями, формируются основы их профессионального мастерства, воспитываются убеждения, взгляды, отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности. Методы производственного обучения подразделяются на: - словесные; - наглядные; - практические. Эффективно применять на уроках производственного обучения сразу все методы, так как человек способен запоминать: 10% из того, что прочитал 20% из того, что услышал 30% из того, что увидел 50% из того, что услышал и увидел 70% из того, что сам говорит 90% из того, что сам делает. Следовательно, положительный результат на уроках производственного обучения быстрее и эффективнее можно достичь, лишь используя в комплексе все методы обучения.