Музыкальное искусство и его роль в патриотическом воспитании учащихся

Статья посвящена развитию вокального искусства Казахстана и его роли в патриотическом воспитании учащихся. Музыкальное искусство облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию социально ценностных качеств человека. Из года в

Автор: Огородникова Светлана Григорьевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

«Массовое музыкальное образование – это не узкоспециальный вопрос музыкальной педагогики, а вопрос будущего нации. Музыка – мощнейшее средство формирования ребенка: его сознания, характера, ценностных установок, умственных способностей и нравственности» А. Мухамбетова Однажды Лев Толстой сделал такую запись в своём дневнике: «Я не огорчусь, если этот мир полетит в тартарары. Вот только музыку жалко». «Без музыки жизнь была бы ошибкой», - говорил Ницше. Музыка приходит к нам на помощь в минуты отчаяния и горя, помогает увидеть жизнь в новых тонах и красках, помогает найти в себе новые, неведомые нам прежде силы, вновь поверить в себя и обрести надежду. Она успокоит и расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией. В ней есть всё. Надо лишь суметь услышать. Музыкант – это собиратель звуков, паромщик, переправляющий человека на другие берега, где за границами нашего телесного мира существует иная действительность, интерьер которой и составляют вызволенные им на свободу мелодии, где в силе иные законы, где невозможное возможно, где трепет одной души ощущает другая душа. Музыка - это сам мир, но воссоздаваемый индивидуальностью человеческого гения. Музыкальное искусство облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию социально ценностных качеств человека. Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего». Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании…Без осознания значения музыки, невозможно понять и звучание Природы. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого. Музыка – мощнейший рычаг духовного развития. Как же приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка? Значение занятий искусством, музыкой, а точнее, пением затрагивает три важнейших для жизни человека сферы: Здоровье В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано. Интеллектуальное развитие Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память. Самоактуализация Формируются такие потребности, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Может ли народ совершать свое восхождение без песни? Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувств, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с духовной структурой человека. «Казахстан – страна безграничных степных просторов и звенящих песен, льющихся то в нежной печали, то в жизнерадостном ликовании» Музыкальное искусство Казахстана просто невозможно представить без песенного материала, наиболее близкого по духу каждому человеку, ведь в них отражается горе и радость, торжество и печаль народа. В разные эпохи существовали разные песни. Провожая на войну или собирая урожай, встречая праздник или оплакивая умерших сыновей, песни помогали поднимать дух людей, не смотря на тяготы и лишения. Поколение XX века выросло на патриотических песнях, звучавших в годы Великой Отечественной войны. Вокальное искусство - один из наиболее популярных видов музыкального исполнительства - является важнейшей сферой духовного бытия человека. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании учащихся. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится). Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?! Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства. В нынешних непростых условиях, именно обращение к музыкальному искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного образования. «Начало эстетическое — начало нравственное», — утверждал К.Станиславский. Изучение музыкальных произведений патриотического характера направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству. Важной гранью воспитания и развития личности является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное восприятие школьников. Чувства и переживания, которые вызывают музыкальные произведения, а также, песенный репертуар, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности в любви – к матери, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Проводя исследования и опрос учащихся по данной теме, мы пришли к выводу о том, что способствует обогащению внутренних ценностей человека: - постижение основных пластов мирового музыкального искусства: национального искусства, произведений композиторов-классиков; - введение учащихся в мир музыки посредством интонаций, образов казахской музыкальной культуры; - знакомство с казахской народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями; - знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием; - изучение основных жанров казахской народной музыки; В развитии чувства патриотизма у школьников огромную роль играет хоровое искусство, которое способно осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Соединение европейских традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к художественно - ярким образцам хоровых музыкальных произведений. Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Здесь мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью, за которой пойдет любой ученик. В изучении произведений патриотического характера существует 2 способа: - Словесные пояснения, беседы с учителем, направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся произведением, историческими событиями периода, которые отражены в произведении, тем самым, прививая любовь к Отечеству. - Сам процесс восприятия развивает эмоциональную отзывчивость учащихся на исполняемое произведение. Только собственным исполнением, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, можно приобщить личность ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. «Творить – жить дважды», писал А.Камю. Вокальное искусство в XXI столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. В новой школе звучат и новые песни казахстанских композиторов, которые могут рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец. Изучая песенный репертуар, ребята могут «окунуться» в прекрасный мир, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; когда ваша душа поет и не петь не может! В заключение хочется вспомнить слова Жамбыла: «Кочуй, моя песня! Будь гостьей желанной в просторных ковыльных степях Казахстана…» С каждой исполненной песней у детей вырабатывается стремление творить что-то своё, новое, лучшее. От обучения до самовыражения ребенок пройдет свой собственный путь, он научится быть неповторимым, если ему помочь и поверить в него. Литература: 1. Цицерон «Три трактата об ораторском искусстве» М , 1972 - С 253 2. Афиней «Пирующие софисты» М , 1908 -С 24 3. Венгрус Л.А. “Пение и “фундамент музыкальности”. Великий Новгород. 2000 4. Венгрус Л.А. “Начальное интенсивное хоровое пение”. С-П., Музыка, 2000 5. “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1970 6. Лотман М. «Об искусстве» Изд «Искусство-СПБ», С -П , 1998 - С 288 7. Назайкинский Е. «Звуковой мир музыки» М Музыка, 1988 -с 76 8. art.gazeta.kz/news/?id=3878 9. inform.kz/rus/article/2308989