Доброта - важное качество человека

Классный час проводится в 4 классе. Он направлен на формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом. Классный час насыщен разными приемами, сопровождающимися презентацией.

Автор: Зиль Ольга Григорьевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели: 1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, 2) развитие эмоционально- ценностной сферы учащихся; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 3) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка; Оборудование: Медиаресурсы, презентация «Всех на свете дороже доброта», клип «Дорога добра» Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска. Ход классного часа 1. Организационный момент. Постановка цели и определение темы урока. Технология «Педагогика взаимодействия и сотрудничества». Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном человеческом качестве, без которого человек не может называться человеком. Качество это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Это качество - Наших сердец ДОБРОТА. Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. «Доброта- важное качество человека» Звучит песня «Дорогою добра» «Цветная» разминка. Выберите у меня с подноса любой шарик, который понравился. Возьмите в руки фломастер. Я буду задавать вопросы, а вы будете делать отметины на шарике с помощью фломастера. • Кто считает себя хорошим сыном или дочкой? • Хорошим братом или сестрой? • Кто считает себя хорошим внуком? • Хорошим другом? • Хорошим учеником? Кто сделал на шарике 5 отметин? Поднимите его. Кто сделал 4 отметин? 3 отметины? У кого на шарике нет отметин? Давайте построим из шариков построим один большой шар (на подставке в центре). Сколько же хорошего мы вложили в этот большой воздушный шар ! Как его можно назвать? (Хорошка). Он поможет нам в дальнейшем! Ребята, кто же считает себя хорошим человеком? Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей) : Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. Доброта –вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое . В словаре Сергея Ивановича Ожегова «добро» «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро- всё положительное, хорошее, полезное, ласковое» Чтение и анализ сказки. Послушайте сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла» Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются. Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают. Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу. -Почему это ты, дятел, плачешь ? Нечего есть, белочка… Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом. А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется. Вопросы для анализа: • Какое чувство у вас возникло к герою сказки –дятлу? • Какое к белочке ? Охарактеризуйте её? • Почему радуются бельчата и белочка? • Какое дело совершила белочка? • Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось? -Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда надо подумать о других. Учитель. У слова «доброта» есть много родственных слов: добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый; добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный; доброжелательный - желающий добра; добропорядочный - приличный, достойный одобрения; добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом; добросовестный - честно выполняющий свои обязанности; Составление кластера «Доброта» А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. Учитель. Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества,душевных ран и непрошеных обид». «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся. В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно. (Ребята работают в группах) Соедините половинки пословиц о доброте. Доброе дело добром вернётся. Жизнь дана на - добрые дела. Не одежда красит человека, а его добрые дела. (Не только слова, но и дела должны быть красивыми) Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Делай другим добро - будешь сам без беды. Без добрых дел нет доброго имени. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово человеку - что дождь в засуху. Доброе слово лечит, а злое калечит 1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени? 2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его добрые дела»? 3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит» Поговорим об этом подробнее. 4. Беседа на тему «Доброе слово лечит, а злое калечит». Технология «Проблемного обучения» Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Катя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Ваня будет говорить Кате что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученик называет обидные слова, учитель загибает края куклы) Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? - Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. (Дети по очереди называют слова) - Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему? Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. Много добрых слов в нашей речи. Слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. - Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов,которые произносит человек, можно судить, добрый он или нет? (Встречаются такие люди, которые специально пользуются силой добрых слов, совершая плохие поступки и извиняясь.) Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе) Доброта - это состояние души. Но заставить человека быть добрым нельзя. Нужно хотеть быть добрым, должно быть внутреннее желание, стремление человека делать добро. Насыпать зерна птицам зимой, поделиться бутербродом с бездомной собакой, помочь перейти дорогу старику или донести тяжелую сумку старушке, уступить место в трамвае тому, кто больше тебя устал… Разве можно заставить это сделать? Это воспитывается с малолетства, собственным примером. Хотя… Если я сделала доброе дело, то кто-то рядом тоже захотел поделиться добротой… Это как цепная реакция. 5. Работа с «Солнышком». Игровая технология. Учитель: Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, как и у нашего солнышка. (на доске) А теперь давайте на лучики прикрепим качества доброго человека. Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. И прикрепите на лучики. доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, ласковый, счастливый, внимательный, жадный, крикливый Ученики рассказывают стихотворения о доброте. Ученик. Каждый знает этот мир Словно кто-то разделил: На хорошее, плохое – В нас живут вот эти двое. Ученик Они борются годами В сказках, фильмах и в нас с вами. Каждый вправе выбирать Кому в этом помогать. Ученик Если хочешь в мире тёмном Обижать людей с порога, Драться, хмурить свои брови В царство зла тебе дорога. Ученик. Ну, а если ты улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет. Ученик. Помни истину простую: Что от зла добра не ждут. Только добрые поступки И к тебе добром придут! Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно. Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось. Ситуация2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его. Учитель: Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя? Учитель: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? Учитель: Какой бы вы совет ему дали? Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно, радостно. « Где добро, там и тепло»-есть такая пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой –либо выгоды для себя, т.е.бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы –богатый человек. Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным. Сказочная лагуна. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло. - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдет речь? 1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) 2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 3. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) 4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 5. героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки (дюймовочка) - Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например, Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому) - Читайте, ребята сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» В нашем классе проходила акция «Спешите делать добро» В течение недели мы старались сделать как можно больше добрых дел. ученик.: Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде. ученик. Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мыдолжны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым (Раздают ребятам и гостям буклеты) • Делись последним с другом. • Помогай людям • Защищай слабого • Не завидуй • Прощай ошибки другим Помни! Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятаться, а поделиться. Не кричать, а выслушивать. Не разорвать, а склеить. 9. Итог. Технология «Педагогика сотрудничества» Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств) (Звучит песня «Дорога добра») На экране появляются лица учеников класса. - Приятно ли вам было увидеть свои лица на экране? А ведь это не случайно. Вы совершали добрые дела, а теперь доброта к вам вернулась: вы получили заряд бодрости и хорошего настроения от увиденного на экране. - Чтобы стать добрым человеком, что вы для этого будете делать? (приём: живой микрофон……каждый говорит, что он сделает, чтобы стать добрым. На фоне песни «Дорогою добра». Звук убавляется.) - (Слайд 12) Ребята, совершайте добрые дела. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. • Не стесняйтесь своей доброты и поделитесь ею со всеми. • Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди. Наш классный час окончен. Всем спасибо