Урок русского языка в 7 классе «Разряды частиц по значению»

Данный урок является вторым в теме «Частица». В школьной практике тема «Частицы» является одной из трудных. Это объясняется, во-первых, тем, что учащиеся затрудняются в отграничении частиц от других неизменяемых частей речи. Во-вторых, изучение орфограф

Автор: Бондарева Татьяна Павловна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цель: Закрепить представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи; познакомиться с разрядами частиц; увидеть роль частиц в предложении. Развивать навыков самоконтроля, самостоятельной работы. I. Организационный момент II. Пятиминутка чтения (басни Крылова у всех учащихся тексты с баснями) III Актуализация опорных знаний Постановка целей и задач урока (формируют сами учащиеся) Составление Кластера по теме «Частица» IV. Изучение нового материла. 1. Этап усвоения новых знаний. - Подумайте, для чего же нужны частицы в предложении и речи? Рассмотрим несколько предложений. Вы читали басни Крылова. Разве вы читали басни Крылова? (Разве вопросит предлож еще и сомнение) Неужели вы читали басни Крылова. (Неужели – выражено удивление) Вы не читали басни Крылова? (не отрицат. Она может изменить смыл предл на сомнение) Я почитал бы басни Крылова. (бы условие) -Я думаю, вы уже убедились, что роль этих маленьких частиц в нашей речи весьма велика: предложения или слово, употребленные с частицами, получают дополнительные оттенки значений, речь становится ярче, эмоциональнее, точнее, контрастнее. 2. Самостоятельное изучение теоретического материала: - Прочитайте параграфы 56,57,59 со стр.198 составьте, заполните таблицу «Разряды частиц по значению» (каждому учащемуся раздается таблица для заполнения) - Перечислите все разряды? Сколько их? - Теперь у вас у каждого есть таблица разрядов частиц. Рассмотрите её., сравните с моей формообразующие отрицательные модальные Бы, б да, давай, пусть, пускай, самый Не, ни Усилительные: даже, ведь, же, уж, все-таки, еще, ну Вопросительные: разве, неужели, ли ль, что ли, что Восклицательные: что за, как, ну и , какой Сомнения: вряд ли, едва ли, авось, Уточнение: именно, как раз Выделение, ограничение: только, лишь, хоть, почти Исключительно Указательные: вон, а вон, вот, это V. Закрепление нового материла. 1. Запись предложений под диктовку. (Определить разряды частиц) - Запишите предложения под диктовку. Пользуясь таблицей "Разряды частиц", определите разряды частиц в предложениях, которые вы сейчас запишете. 1) Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. 2) Великий человек лишь громок на делах. 3) Соседка, слышала ль ты добрую молву? 4) Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву. 5) Да только воз и ныне там. Проверка: 1) Формообразующая частица: бы. 2) Выделительная частица: лишь. 3) Вопросительная частица: ль. 4) Усилительная частица: ведь. 5) Выделительная частица: только. 2. Работа в паре На доске вы видите высказывания классиков литературы. Дополните их модальными частицами. Спишите. Вставьте пропущенные частицы. Укажите разряд. 1) Трус посылает угрозы…, тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете) 2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин) 3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь) 4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер) 5) Молодость - ... время для усвоения мудрости, старость - ... время для ее применения. (Ж.-Ж. Руссо) Слова для справок: только, даже, что за, вот, как Минутка. Это интересно: * Количество частиц не так велико, но одиннадцать из них входят в сотню самых частотных слов: не, же, вот, только, ещё, ну, ни, даже, ли, ведь. * Частица ВОТ встречается в произведениях Пушкина около 1000 раз. * Около 300 раз – усилительная частица ДАЖЕ. Изучая любое художественное произведение, не пропускайте частицы, без них произведение потеряет часть своих красок. 3. Работа в группах. 1 группа – басня "Осёл и Соловей", 2 группа – басня "Кукушка и Петух", 3 группа – басня "Зеркало и обезьяна". Задание группам : - Прочитайте басню. Найдите частицы, которые передают отрицание, выражают вопрос, восклицание, указывают на что-либо, усиливают действие. Запишите их в тетрадь, распределяя по разрядам. Определите мораль басни «Осёл и Соловей» 2 группа «Кукушка и петух», 3 группа «Зеркало и обезьяна» - Проверка. Выступление лидера группы. V I. Самостоятельная работа. Разноуровневые карточки 1. Укажи формообразующие частицы (зеленая карточка): а) Щепотки волосков Лиса не пожалей, б) Пусть всегда будет солнце, Остался б хвост у ней (И.Крылов); Пусть всегда будет небо, в) Нет такой платы, которая была бы Пусть всегда будет мама, велика за веру в человека; Пусть всегда буду я; г) Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье (А.С.Пушкин). 2. Укажи, к какому разряду принадлежат частицы а) сказал бы; б) пусть скажет; в) неужели; г) ли ; д) разве е) не ж) что за з) вот 2. (желтая карточка): 1. Подчеркни частицы, определи их разряд, значение (восклицание, вопрос, сомнение, указание и др.) а) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница-зима. Б) Вот он кричит: «Поди-ка сюда, верный мой работник Балда». В) Так вот где таилась погибель моя! Г) Посмотри: вон, вон играет, дует, плюет на меня… Д) Знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли довести меня до ночлега? 2. Найди частицы, подчеркни их и укажи разряды по значению а) – Смела ли Маша? – отвечала ее мать. – Нет, Маша трусиха. Б) Сторона ль моя сторонушка, сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, что не добрый ли да меня конь завез… В) Куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Г) Да ведь начальник Петруши – князь Б. Д) Я кое-как стал объяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич никак не мог меня понять. 3 красная карточка 1. Придумай и запиши предложения с данными частицами: а) бы; б) все-таки; в) именно; г) пусть; д) вряд ли; е) ведь); ж) разве. 2. Найди и подчеркни частицы среди различных частей речи. Укажи разряд частиц: Исключительный, исключительно, именной, именно, вряд ли, но, если, и, едва ли, вот, при, для, без, раз, как раз, даже, снова, не, вдоль, все-таки, некоторый, кто, кто-то, пусть, давай, бы, ни, видя, несмотря на то что, из-за, перед, ли. VI I. Итог урока. 1. Фронтальный опрос. -Давайте подведем итог сегодняшней работы. Для этого ответьте на вопросы: 1. Что такое частица? (Служебная часть речи) 2. Является ли частица членом предложения? (Нет) 3. С какой целью употребляется частица в предложении, в тексте? (Для образования наклонений глагола; для внесения в предложение утверждения или отрицания; для передачи различных смысловых оттенков). 4. Что общего у частиц с другими служебными частями речи? 5. Чем отличаются частицы от предлогов и союзов? 6. Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай? (Формообразующие) 7. Назовите отрицательные частицы. (Не, ни) 8. Какие частицы вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений? (Модальные) 9. Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б? (Условного) 10. Форму какого наклонения образует частица пусть? (Повелительного) 11. Составьте по одному предложению, используя любую частицу, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку. VIII. Рефлексия деятельности. Учащиеся отвечают на вопросы: • Что нового Я узнал? • Чему Я научился? • Где мне пригодятся полученные знания? 9. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Весна» с использованием частиц Приложение (в помощь учителю) «Осел и Соловей» Осел увидел Соловья И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?" Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, "Изрядно, - говорит, - сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился", Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул - и полетел за тридевять полей. Избави бог и нас от этаких судей. - Осёл оценивает соловьиную песню в басне Крылова. Забавная, красивая и очень тонкая история. - Найдите мораль басни. Как вы понимаете её? (Избави бог и нас от этаких судей. Судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более). Проверка: Смягчение требования: -ка Формообразующие частицы: бы, б Вопросительная частица: ль. «Кукушка и Петух» "Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" - "А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!" - "Тебя, мой куманек, век слушать я готова". - "А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова... Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!.. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни - что твой соловей!" - "Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички. На всех ссылаюсь в этом я". Тут Воробей, случась, промолвил им: "Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, - Всё ваша музыка плоха!.." За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. - Басня Крылова "Кукушка и Петух" с юмором описывает сценку общения двух бездарных «певцов» Кукушки и Петуха, наперебой расхваливающих друг друга без всякой на то причины. - Найдите мораль басни. Как вы понимаете её? (За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Мораль басни Кукушка и Петух по традиции указана Крыловым в самом конце произведения. Пролетавший мимо Воробей и тот понимает, что от хвальбы таланта не появится, поэтому он и говорит льстецам: «хоть вы охрипните, хваля друг дружку, всё ваша музыка плоха!».) Проверка: Восклицательные частицы: как Выделительные частицы: лишь, только Отрицательные частицы: не Усилительные частицы: уж, же, всё Зеркало и обезьяна Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: "Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть". - "Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал. Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают. А он украдкою кивает на Петра. - Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки» своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей. - Найдите мораль басни. Как вы понимаете её? (Не любит узнавать никто себя в сатире.Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои.) Проверка: Смягчение требования: -ка Формообразующие частицы: бы Усилительные частицы: ведь, даже Отрицательные частицы: не Вопросительная частица: ль. Выделительная частица: лишь