Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья “Зак

Автор: Неводничая Людмила Владимировна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж. Руссо Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья “Закона об образовании”. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился. Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни. Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности. Всю организацию учебно-воспитательной работы я построила с учетом физиологических принципов изменения работоспособности ребенка: 1. сделала облегченной начало каждой учебной недели и учебной четверти (не задаются домашние задания, повторение ранее изученного); 2. в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня; 3. расписание уроков составлено на основании соответствующих требований (наименьшее количество баллов приходится на среду). Администрация школы определила основные направления оздоровительной работы: • Профилактика нарушений опорно-двигательной системы – ввели, физзарядку на свежем воздухе (10 - 15 минут), уроки физкультуры на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. (Приложение 1) • Для учащихся применяются упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимнастики. (Приложение 2) • Закаливание, повышение общей сопротивляемости организма детей. Для профилактики острых респираторных заболеваний используем прием самомассажа биологически активных точек и сквозное проветривание классов во время перемен. (Приложение 3) • Для охраны зрения, для профилактики близорукости на уроках проводим упражнения на снятие напряжения глазных мышц. (Приложение 4) • Профилактические прививки; • Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников; • Строгое соблюдение норм санпина; • Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”); • Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.) • Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях. • Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, и т.д.), которые могут стать в классе традиционными. Работа образовательного учреждения направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Сегодня учителя начальных классов школы должны и могут стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. При построении календарно-тематического планирования и поурочного планирования обязательно используется реализация этапов урока согласно здоровьесберегающим технологиям. Учебно-воспитательная работа строится на понимании всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе получения ими образования, присутствия фактора социального одобрения деятельности. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок. Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания. Наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. Проблема здоровьесбережения стала заботой не только учителей начальных классов, но и одним из вопросов школьного самоуправления. Сегодня в школе функционирует штаб физоргов, куда входят учащиеся с 1 по 4 класс. Основное направление их деятельности — это совместная с учителями физвоспитания разработка комплексов оздоровительных упражнений, планирование и проведение спортивных мероприятий (“День Здоровья”, соревнование “Веселые старты”, «Большие гонки» и др.) Эти ребята являются ответственными в классе за проведение физкультминуток на уроках, зарядки до занятий, являются помощниками классного руководителя в подготовке и проведении спортивных мероприятий в классе. В школе проводятся факультативные занятия “Час Здоровья”, “Основы здорового образа жизни”, в которых апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, и его социальную адаптацию. Для решения проблемы сохранения здоровья детей реорганизуется весь учебно-воспитательный процесс: кабинеты оформлены с учетом рекомендаций (“Уголки здоровья”, “Глазодвигательные тренажеры). Я подбираю звуковое сопровождение к урокам (“Звуки природы”, классические музыкальные произведения). На своих уроках постоянно работают с цветом, активно используя нарисованные кленовые листья, цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети, по совету учителя обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей. Уроки «Познание мира» проходят под звуки природы - со звуками дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учитель школы очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут снабдить этой информацией родителей. И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей. Включение в урок здоровьесберегающих технологий (посадка детей в классах с учетом здоровья ребёнка, физкультминутки, объяснение материала с учётом индивидуальных особенностей, сочетание индукции и дедукции, символа и схемы с образом и ассоциацией) позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Учитель на уроках не только не заставляет учащихся сидеть в статической позе, но и напоминают о необходимости ее смены (проводятся игры по смене вариантов, подвижные игровые моменты на внимание). Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся: – учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен; – разучен комплекс упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими заболеваниями. Одно из направлений— внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык. В школе проводится большая воспитательная работа: традиционные “Уроки Природы” –прогулки, экскурсии, строительство “Снежного городка”, “Литературно-музыкальная тропа”. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний. Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный. На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках: “Папа, мама, я — спортивная семья”, театральных постановках, новогодних утренниках, тематических утренниках “Праздник урожая”, внеклассных мероприятиях по предметам, КВН, турнирах смекалистых, “Звездный час” и т.д. Они и режиссеры, и актеры, и оформители. С помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура. Для создания экологосообразности и погружения ребенка в культурную среду наша школа тесно работает с культработниками с. Алабутала, организуя общешкольные мероприятия “Праздник Знаний”, “Масленица”. Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания. Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании. Растительная пища позволяет иметь такой рацион. Для здоровой жизни необходима умеренность в еде. Питание в школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо). Проживая в деревне, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью. Часто общешкольные мероприятия мы проводим именно на природе – спортивные соревнования, Зарницы, совместные походы. Традиционны в школе ежегодные тематические педсоветы, где проводится анализ всей оздоровительной работы в школе, выявляются положительные и отрицательные тенденции. Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали, беречь здоровье детей наша первоочередная задача. (Приложение 2) Гимнастика для глаз 1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. 3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата 2. Танцевальные физминутки Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! 3. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время. лицо Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза. голова Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе. руки Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза. ноги Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд. 4. Пальчиковая гимнастика. Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять!