Урок русского языка в 5 классе "Чудеса Казахстана"

Урок разработан в соответствии с новыми педагогическими подходами в рамках перехода на обновленную программу среднего образования. В условиях создания коллаборативной среды у учащихся формируются навыки слушания и говорения, письма. Итоговым продуктом

Автор: Линник Марина Анатольевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели обучения, которым способствует данный урок 5.СГ7. Строить высказывание определенного типа последовательно, с четкой структурой, с опорой на наглядные материалы; соблюдать орфоэпические нормы; 5.П7. Корректировать текст, исправляя орфографические ошибки с помощью словаря, редактируя предложения. Цели урока Все учащиеся будут уметь: строить высказывание для рекламного буклета на основе наглядных материалов, корректируя текст и исправляя орфографические ошибки с помощью словаря. Большинство учащихся будут уметь: строить логически грамотное высказывание для рекламного буклета с соблюдением орфоэпических и орфографических норм. Некоторые учащиеся будут уметь: создавать рекламный буклет с четко структурированным содержанием через демонстрацию ораторского мастерства. Языковая цель Учащийся умеет: - создавать четко структурированное высказывание для рекламного буклета с соблюдением орфоэпических норм; - корректировать текст о чудесах Казахстана, исправляя орфографические ошибки и редактируя предложения. Предметно-специфический словарь и терминология: Альбом, номинант, комплекс, чудеса Казахстана; отрицательные и неопределенные местоимения и наречия, однородные члены предложения. Полезный набор фраз для диалогов и письма: Чудеса Казахстана – это… На скалах урочища Тамгалы…. Знаменитый «Золотой человек» …. Домбра – символ гордости….. Юрта – жилище казаха, которое …. Храм-шедевр архитектуры – это… Наскальные мечети Мангистау … Байтерек – это символ современного Казахстана…. Предшествующее обучение Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущем уроке о семи чудесах древнего мира. Учащиеся умеют использовать обобщающие слова при однородных членах предложения. ПЛАН Запланированное время Запланированные задания Ресурсы Начало урока 1 мин. 1 мин. 3 мин. 30 сек. Создание коллаборативной среды. Приветствие на трех языках. Метод активного обучения «Волшебная палочка» Задание: на фоне песни «Совершите чудо» предлагаю помечтать о тех достопримечательностях мира, которые вы хотели бы посетить. Аудиозапись песни «Совершите чудо» Деление на 4 группы: учащиеся, выбравшие картинку с одинаковым изображением, образуют группу. Затем дают точное название изображению, определяют страну, где находится этот объект современности. Карточки с изображением чудес современного мира: Эйфелева башня – Франция. Московский Кремль – Россия. Башня Биг-Бен – Великобритания. Статуя Свободы – США. Метод активного обучения «Использование фотографий» Цель: умение формулировать вопросы и прогнозировать содержание несплошного текста. Групповая работа: На фоне кюя «Сарыарка» рассмотреть фотографии. Сформулировать вопросы к изображению и зафиксировать их на постере. Записать свои идеи относительно увиденного. - Определите, в какой стране могут находиться данные объекты. (Казахстан) Назовите тему нашего урока, связав ее с темой предыдущего занятия. Определите цель, используя начало предложений: Сегодня на уроке я хочу… Я смогу …. Я составлю…. Фотографии чудес Казахстана, запись кюя «Сарыарка», ватман, фломастеры ФО «Верблюд, конь, самолет «Эйр Астана»: – я уверен в себе и готов к путешествию; – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе; – мне тревожно, я не хочу. Учитель объявляет о готовности к путешествию по Казахстану Картинки: самолет «Эйр Астана», конь, верблюд. Середина урока 5 мин. Аудирование Метод активного обучения «Истина, ложь» Цель: проверка степени усвоения новых знаний и развитие навыка слушания. Индивидуальная и парная работа. Задание: прослушайте интервью. Укажите истинную и ложную информацию в таблице, опираясь на прослушанный материал. Обсудите в паре, сравните свои ответы с ответами товарища, при необходимости дополните. Обменяйтесь работами с другом и проверьте по ключу. Взаимопроверка по ключу: истина – б, в, д, е, ж, з; ложь – а, г, ё, и. Запись интервью с автором проекта «Семь чудес Казахстана» Тураром Раискулбеком Приложение 1 Таблица «Истина, ложь» 30 сек. ФО «Лист самооценивания «Мой звездный час». Заполнение графы «Истина, ложь». Приложение 2 Лист самооценивания 8 мин. Письмо Метод активного обучения «Редактор» Цель: проверка орфографической зоркости, умение пользоваться орфографическим словарем. Индивидуальная работа. Учащиеся выбирают свой уровень выполнения задания. Уровень А. 1. Прочитайте текст. 2. Исправьте ошибки, опираясь на орфографический словарь. 3. Перепишите исправленный текст в тетрадь. Уровень В. 1. Прочитайте текст. 2. Объясните правописание выделенных слов. 3. Определите правописание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, используя «Лингвистическую копилку». 4. Перепишите исправленный текст в тетрадь. Уровень С. 1. Прочитайте текст. 2. Найдите слова, в которых допущены орфографические ошибки. 3. Графически объясните правописание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий. Сформулируйте правило. 4. Перепишите исправленный текст в тетрадь. Критерий оценивания Дескрипторы Корректирует текст, исправляя орфографи-ческие ошибки 1.Определяет ошибки в правописании выделенных слов с помощью орфографического словаря и обозначает орфограмму (Уровень А); 2.Объясняет орфограммы в выделенных словах с помощью «Лингвистической копилки» и обозначает орфограммы (Уровень В). 3.Обозначает графически орфограммы в выделенных словах и формулирует правило (Уровень С). 4.Исправляет текст и переписывает его в тетрадь (А,В, С). В каждой группе определяются эксперты, работу которых проверяет учитель и дает письменное ФО. Эксперты проверяют работы учеников уровня А, В согласно критериям. Приложение 3 Текст для редактирования 30 сек. ФО «Лист оценивания «Мой звездный час». Заполнение графы «Редактор». Приложение 2 Лист самооценивания 1 мин. Физминутка «Қара жорға» Видеоролик «Қара жорға» 11 мин. Метод активного обучения «РАФТ» Роль Аудито-рия Форма Тема Реклам-ный агент Туристы Реклам-ный буклет Чудеса Казахста-на Групповая работа. Задание: Создайте рекламный буклет для привлечения зарубежных туристов, используя названия семи чудес Казахстана на казахском, русском, английском языках: 1. Қазақстан Ғажайыптары - Чудеса Казахстана - The wonders of Kazakhstan. 2. Тамғалы Шатқалы - Урочище Тамгалы - Tamgaly natural boundary. 3. "Алтын адам" - «Золотой человек» - The golden man. 4. Домбыра - Домбра - The dombyra. 5. Киіз үй - Юрта - The yurt. 6. Қожа Ахмет Яссауи Кесенесі - Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи - Hodja Akhmet Yassaui mausoleum. 7. Тастағы мечети Мангистау - Наскальные мечети Мангистау. Mangystau rock carvings mosque 8. Бәйтерек - Байтерек - The Bayterek. Подмостки: учащимся даны слова (мозаика слов), из которых необходимо собрать названия чудес Казахстана; а также различные типы дополнительных ресурсов. Необходимо включить в буклет следующие пункты: 1) логотип Казахстана; 2) текстовая информация о маршрутах (короткие предложения); 3) визуальный ряд (фотографии, рисунки); 4) контактные данные. Критерии оценивания: Дескрипторы: 1.Строит высказывание для рекламного буклета с опорой на наглядные материалы. 1. Создает рекламный буклет: 2. - использует названия семи чудес на казахском, русском, английском языках; - включает логотип, текстовую информацию, фотографии, рисунки. 2.Соблюдает орфоэпические нормы. 2.Не нарушает орфоэпические требования. Раздаточный материал. Презентация «Семь чудес Казахстана». Цифровой образовательный ресурс «Казахстан – страна Великой степи». Электронный альбом «Семь чудес Казахстана» Ресурсы: логотип, фотографии, ватман, фломастеры. 8 минут: по 2 минуте на каждую группу. Говорение Метод активного обучения «Тур по галерее» Группы презентуют свои рекламные буклеты «Семь чудес Казахстана», размещенные на стенах кабинета. 1 мин. ФО «Пять П: полно, правильно, последовательно, понятно, примеры». Конец 30 сек. 2 мин. 1 мин. 1 мин. Лист самооценивания «Мой звездный час» Учащиеся заполняют лист самооценивания, учитывая свою работу на уроке. Приложение 3 Лист самооценивания Рефлексия «Мой новенький компьютер» Сегодня мы познакомились с чудесами Казахстана через компьютер и электронные приложения к цифровым образовательным ресурсам. Прошу вас написать на стикерах и приклеить их на макет компьютера: - Чему я научился сегодня на уроке? - О чем заставил меня задуматься урок? Информирование о домашнем задании: Какой объект вы бы предложили включить в альбом о чудесах Казахстана? Обоснуйте свой выбор: Уровень А: Подготовьте письменный ответ на вопрос. Уровень В: Составьте рекламное объявление в газету. Уровень С: Создайте презентацию об одном из объектов. Обратная связь Вручение билетов на Всемирную выставку «ЭКСПО – 2017». Я приглашаю вас посетить Всемирную выставку «ЭКСПО – 2017», где вы сможете презентовать свои рекламные буклеты «Чудеса Казахстана». Дополнительная информация Дифференциация – каким образом вы планируете представить закрепление темы? Как вы планируете озадачивать более сильных учащихся? Оценивание – как вы планируете проверить обучение учеников? Межпредметные связи Проверка здоровья и безопасности Информационно-коммуникационные технологии Ценности Дифференциация обучения запланирована через постановку целей урока, уровень сложности заданий, оказания поддержки со стороны одноклассников. Создана ситуация самостоятельного выбора заданий для учащихся разных уровней. На уроке происходит процесс переключения обучающихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу при заполнении таблицы, редактировании текста, создании рекламного буклета. Программирование дифференцирующих факторов в заданиях запланировано с учетом потребностей учащихся. Максимальная поддержка оказывется через работу со словарем и помощь одноклассников. Некоторая поддержка: обращение к интернет-источникам, «Лингвистической копилке». Минимальная поддержка: отдельные учащиеся выступают в роли экспертов, организуют консультирование. Применение техник формативного оценивания обеспечивает обратную связь между учителем и учеником, позволяет корректировать учебный процесс: «Верблюд, конь, самолет «Эйр Астана», «Пять П: полно, правильно, последовательно, понятно, примеры». При развитии навыка письма в каждой группе определяются эксперты, работу которых проверяет учитель и дает письменное ФО. Эксперты проверяют работы учеников уровня А, В согласно критериям. Четко разработанные критерии оценивания и дескрипторы к заданиям по редактированию текста и созданию рекламного буклета позволяют учащимся определить свои шаги к достижению ожидаемого результата и устанавливать цель для его улучшения. «Лист самооценивания «Мой звездный час» помогает учителю спланировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Межпредметная связь с историей, культурой. Здоровье: физминутка «Қара жорға» ИКТ: цифровой образовательный ресурс «Казахстан – страна Великой степи», запись «Интервью с доктором исторических наук», электронный альбом «Семь чудес Казахстана». Ценности: культура и искусство Казахстана. Реализация принципа «Общность истории, культуры, языка» национальной идеи «Мәнгілік Ел» проходит красной нитью через структуру всего урока. Через использование активных методов обучения, через рефлексию и обратную связь, через создание итогового продукта урока (рекламного буклета) происходит процесс нравственного осмысления учащимися того, что история нашей Родины насчитывает несколько тысячелетий и на ее страницах сохранены великие дела наших предков. Фундаментом нового казахстанского патриотизма является гордость за страну и ее достижения. Рефлексия Были ли цели урока достижимыми? Цели урока, составленные по SMART, конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные, определенные во времени. Ожидаемые результаты соответствуют целям обучения и являются важными «шагами» к достижению цели Чему сегодня научились ваши учащиеся? Построили высказывание для рекламного буклета, соблюдая орфоэпические нормы. Корректировали текст с помощью орфографического словаря. Какова была атмосфера обучения? В условиях создания коллаборативной среды проходит совместное обдумывание и принятие решений. Включение всех учащихся в процесс обучения посредством активных методов. Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? В предложенных на уроке заданиях (дифференцированных с учетом потребностей учащихся, для выполнения в группе, в паре) предусматривался различный уровень сложности. Поэтому были предоставлены подмостки в виде дополнительных ресурсов для учащихся уровня А, В. Придерживались ли вы временного графика? Установленный регламент на уроке строго соблюдался. Времени для выполнения заданий было выделено достаточно, чтобы обдумать, обсудить, создать, оценить, получить обратную связь. Приложение 1 Таблица «Истина, ложь» Информация Истина Ложь А. Турар Раискулбек – доктор археологических наук Б. Номинанты должны были играть важную роль в жизни народа. В. Претенденты должны быть уникальными. Г. На скалах урочища Тамгалы изображены люди и животные. Д. Золотой человек жил около 2500 лет назад. Е. Домбра – один из первых инструментов человека. Ё. Юрта – современное жилище казахов. Ж. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи был построен около шестисот лет назад. З. Мечети Мангистау были построены в скальных массивах. И. Высота комплекса «Астана – Байтерек» более 100 метров. Приложение 2 Лист самооценивания «Мой звездный час» Таблица «Истина, ложь» Редактирование текста Рекламный буклет Критерии У меня все получилось. Я уверен и спокоен. У меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил. У меня не получается. Мне нужна помощь. Приложение 3 Текст для редактирования уровня А, В Некоторое время назад некто и не задумывался о том, чтобы провести отпуск в Казахстане. Туристические фирмы в преддверии летних отпусков провели в России нисколько рекламных презентаций под названием «Чудеса Казахстана». Россианам рассказали о чудесных местах Казахстана. Чимбулак, Байконур, Балхаш, Боровое известны далеко за пределами Казахстана. Однако в нашей стране есть немало других интересных мест, которые не оставляют равнодушными некого. Это и унекальные строения, вошедшие в альбом «Семь чудес Казахстана», и прекрасная природа, и современные города с неповторимой архетектурой. Стоит отметить, что презентация вызвала большой интерес у наших соседей. Текст для редактирования уровня С Некоторое время назад некто и не задумывался о том, чтобы провести отпуск в Казахстане. Туристические фирмы в преддверии летних отпусков провели в России нисколько рекламных презентаций под названием «Чудеса Казахстана». Россианам рассказали о чудесных местах Казахстана. Чимбулак, Байконур, Балхаш, Боровое известны далеко за пределами Казахстана. Однако в нашей стране есть немало других интересных мест, которые не оставляют равнодушными некого. Это и унекальные строения, вошедшие в альбом «Семь чудес Казахстана», и прекрасная природа, и современные города с неповторимой архетектурой. Стоит отметить, что презентация вызвала большой интерес у наших соседей.