Конспект урока "Таблица сложения на 4 и соответствующие случаи вычисления"

Данный урок входит в раздел по математике за 1 класс «Сложение и вычитание в пределах 10». Тема урока, таблица сложения +4 и соответствующие случаи вычитания. Ставя цель урока, я опиралась на ГОСО начального образования. Цель на уроке одна, связанная с с

Автор: Гавлик Наталья Шамсияровна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цель. Научить сложению и вычитанию числа 4 для дальнейшего использования данного приёма в практике детей. Задачи: а) повторить состав числа 4; б) составить таблицу сложения и вычитания на 4, используя названия компонентов и терминов, связанных при сложении и вычитании; в) применить таблицу сложения и вычитания на 4 в практической работе (карточки №1, 2). Оборудование: демонстрационный счётный материал, «веер цифр» индивидуальные карточки с заданиями, оценочные листы (критериальное оценивание), компьютер, для рефлексии картинки с изображением чемодана, мясорубки и корзины, цветные стикеры. Модули: оценивание, критическое мышление, ИКТ. Ожидаемый результат: а) дети должны знать таблицу сложения и вычитания числа 4 в пределах 10; б) уметь применять названия компонентов и терминов на сложение и вычитание в практической работе (записывать примеры и решать); в) будут формировать механизм самооценивания и рефлексии собственных достижений. Критериальное (текущее) оценивание Карточка №3 Имя ученика___________________ стремился достиг критерии Понимаю термины: увеличь плюс минус сложи Не понимаю, опустил 4 ошибки Понимаю, допустил 2-3 ошибки Понимаю, допустил 1 ошибку Нет ошибок Знаю названия компонентов и записываю примеры: на сложение на вычита- ние Не знаю названия, не правильно подсчитал Знаю названия, но не правильно подсчитал, сделал 2 ошибки Знаю названия, делаю 1 ошибку в вычислении. Знаю названия, не делаю ошибки Понимаю значение выражения «на сколько меньше» и нахожу ответ Не понимаю смысл выражения, делаю ошибку в вычислении Понимаю смысл выражения, но не правильно подсчитал Понимаю смысл, решил с одной ошибкой Понимаю смысл, не делаю ошибок в решении. Могу составить пример. Не смог составить ни одного примера Смог составить только один пример Смог составить два примера, но сделал ошибку в ответе Составил два при- мера, вы- числил правильно. Ход урока. Психологический настрой. Прозвенел звонок и смолк. Снова начался урок. Мы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Слушаем внимательно, работаем старательно! 1. Подготовительный этап. Устный счёт. Состав числа 4. Работа с «веерами цифр» 1. У Петруши были груши. Три отдал сестрёнке Груше, А последнюю-Андрюше. Ну, ребята, кто ответит: Сколько было груш у Пети? После отгадывания каждой загадки заполняется домик «Состав числа 4» 2. Вовка – добрая душа Трудится в сарае. Да ещё три малыша Мастерят, стараясь. Сколько здесь мастеровых? Подсчитайте: сколько их? 3. Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Два румяных. Налитых, Два с кислинкой. Сколько их? 4. В садике гулял павлин. Подошёл ещё один, Два павлина – за кустами. Сколько их? – считайте сами. 5. Потеряла крольчиха крольчат, А крольчата лежат и молчат: За кадушкой – один, за кормушкой – один. За листом – один, за кустом – один. Как детей поскорее найти? Их должно быть чуть меньше пяти. Вывод.Сумму каких чисел использовали для заполнения «домика»? Задача на смекалку. Наглядность 1 девочка Груша и 1 фрукт груша, (одарённые дети) 3Груши и 4 груши. Если Грушам дать по груше, То одна в избытке груша; Если дать по паре груш. То не хватит пары груш. Сколько Груш и сколько груш? - Назовите соседей числа 4. - Какое число предшествует числу 4? - Какое последующее число? Учитель. - Назовите тему урока? (Называют дети тему урока) Учитель - Цель урока: составить таблицу сложения и вычитания на 4. Учитель - Чему мы должны научиться? (дети отвечают) а) научиться составлять таблицу на 4. б) пользоваться таблицей при решении примеров. 2. Практический этап. Работа в тетради. а) Прописать цифру 4 Гляди, четыре – это стул, Который я перевернул. (Г.Виеру) (ИКТ презентация). б) Используя наглядность,составляем и записываем в тетрадь таблицу сложения на 4, называя компоненты (1 слагаемое, 2 слагаемое и сумма) и термины: «увеличь», «плюс», «сложи». дети учитель 1+4=5 первое слагаемое 1 второе 4 сумма равна 5 2+4=6 найди сумму чисел 2 и 4 3+4=7 сложи числа 3 и 4 4+4=8 4 плюс 4 5+4=9 первое слагаемое 5 второе 4 найди сумму 6+4=10 увеличь 6 на 4 в) Повторяем таблицу, поменяв местами слагаемые, добиваясь от детей прочтения примеров используя математическую речь учитель дети 4+1=5 сложи числа 4 и 1 4+2=6 Первое слагаемое 4 второе 2. Чему равна сумма? 4+3=7 4 плюс 3 4+4=8 Сложи числа 4 и 4 4+5=9 Увеличь число 4 на 5 4+6=10 Первое слагаемое 4 второе 6. Чему равна сумма? г) составляем таблицу на вычитание, называя компоненты (уменьшаемое, вычитаемое, разность) и термины «вычти», «уменьши», «вычисли» дети учитель 10-4=6 Уменьшаемое 10 вычитаемое 4 разность равна … 9-4=5 Вычти из 9 число 4 8-4=4 Уменьши 7 на 3 7-4=3 Найди разность двух чисел 7 и 4 учитель дети 6-4=2 Уменьшаемое 6 вычитаемое 4. Чему равна разность? 5-4=1 Найди разность чисел 5 и 4 4-4=0 Вычисли 4 минус 4 Закрепление. Работа по парам. (Дети решают примеры, читая их разными способами друг другу) Карточка №1 Реши примеры, прочитай другим способом. 4+5= 3+4= 2+4= 10-4= Проверка. Один называет числовое выражение и ответ. Остальные читают данный пример другим способом. 3. Этап проверки. У каждого карточка с заданием. У учителя карточки с критериальным оцениванием. Карточка №2 Имя____________________________ 1. Первое слагаемое 3 второе 4. Найди сумму 2. Сложи числа 4 и 4 3. 5 плюс 4 4. Увеличь 6 на 4 5. Найди сумму чисел 2 и 4 6. Уменьшаемое 9 вычитаемое 4 Найди разность 7. 7 минус 4 8. Какое число меньше 6 на 4? 9. С помощью цифр 9.4 и 5 составь и запиши два примера на вычитание. Учитель проверяет карточку №1 и отмечает в карточке №2 ошибки каждого ученика. Дети, получив карточку №2, анализируют свои ошибки. 4. Рефлексия.(критическое мышление) -Чему учился? - Что не получилось? - Как можно исправить? - Где тебе пригодятся в дальнейшем эти знания? На доске картинки с изображением чемодана, мясорубки и корзины. Дети, цветные стикеры, прикрепляют под рисунками. Чемодан – эти знания мне пригодятся в дальнейшем. Мясорубка – мне знания пригодятся, но надо подумать ещё раз над ними. Корзина – эти знания мне не пригодятся.