Краткосрочный план русского языка по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Краткосрочный план урока русского языка для 3 класса разработан с учётом требований к современному уроку. План включает в себя такие этапы урока, как психологический настрой, словарная работа, постановка учебной проблемы, беседа. Используются различные ф

Автор: Ахмедова Елена Тофиковна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели обучения, которым способствуют данный урок: Развивать умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Цели урока: • знают правило написания слов с непроизносимыми согласными • применяют правило, записывая слова с непроизносимыми согласными • создают и пользуются алгоритмом по проверки непроизносимого согласного в корне слова • умение сотрудничать со сверстниками • применять умение делать выводы, делиться своим мнением Критерии успеха Под руководством учителя, а потом и самостоятельно ребёнок научится анализировать свои умения, навыки в написании непроизносимых согласных в корне слова, сможет правильно делать выбор. Привитие ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. Межпредметные связи Взаимосвязь с предметами: самопознание, музыка, литературное чтение, математика. Навыки использования ИКТ На данном уроке учащиеся используют презентацию: «Органы чувств», видеоматериал (физкультминутка) Предварительные знания Учащиеся могут записывать словарные слова, умеют подбирать проверочные слова. Делают выводы. Ход урока Этапы урока Запланированная деятельность Ресурсы 1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой. -Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть. Слайд 2 (по щелчку) На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить. Слайд с изображением солнца 2. Минутка чистописания. - Какое сейчас время года? Нравиться ли вам осень? Нашей гостьей сегодня будет Осень. - Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (ответы детей) Сегодня мы пропишем букву «о» в соединении с другими буквами. ол, ос, ое Осенняя пора- очей очарованье. …сенняя п…ра - очей очар…ванье. Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы- безударные гласные. Карточка с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина «Очей очарованье » 3. Словарная работа. Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки. Чтение загадок, отгадки- словарные слова в тетрадь Он круглый и красный Как глаз светофора. Среди овощей Нет вкусней….(помидора) Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста Если я….(капуста) В темном тереме девица, Наверху ее косица. Дернешь за косу плутовку И увидишь ты ….(морковь) Длинный, зеленый, Вкусен свежий и соленый. (огурец) В темноте живу все лето, Как солдат ,в мундир одета. Меня единственную в мире Не просто варят, а в мундире. (картофель) Круглое, румяное, С дерева достану я. На тарелку положу «Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко) Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку. Проверка на слайде. Слайды с картинками овощей, слайд с проверкой написания словарных слов критерии оценок 4. Постановка учебной проблемы. - Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки. Ну-ка, кто из вас ответит Не огонь, а больно жжет Летом светит очень ярко Осенью- наоборот. (Солнце) Когда я сосульку ел, Было очень вкусно. А когда я заболел Стало очень …..(грустно) Мишка был большой проказник У него сегодня ….(праздник) - Помощники готовы? Проверяем написанные слова на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят, несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей, кто написал иначе) Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково. Загадки, отгадки на которые нужно записать на доске 5. Выход из проблемы путем побуждающего диалога. - Сколько мнений в нашем классе? (два) - Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в корне слова) - А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого еще не знаем) Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? (Не слышим ее при произношении) - А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать). Беседа с классом. 6. Постановка цели урока. - Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно) - Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему. - Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Цель: учимся грамотно писать слова) Цель урока на доске, на слайде 7. Сказка о непроизносимых согласных - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете? - Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её. Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться! Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина. Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах. - Что вы узнали из сказки? - Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной? Сказка (в прозе) «Игра в прятки» 8. Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова Эти согласные, которые могут быть непроизносимыми Д Т В Л - Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится) На этом же слайде по щелчку появляются сочетания букв СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ Запишите их себе в тетрадь и запомните их . Карточки с сочетаниями на доске 9. Работа по тетради. Работа в парах Стр 72 упр 157 (издательство Алматыкітап) Восстанови и запиши предложения, подчеркни сочетание букв с непроизносимыми согласными На дворе стояла ненастная погода. Для нашего отряда местность была незнакомая. На реке рос высокий тростник. Высокая каменная лестница вела на второй этаж замка. Учебник, тетрадь 10 Физкультминутка Музыкальная физкульминутка Музыкальная видео физкультминутка 11. Составление алгоритма Попробуем составить алгоритм проверки непроизносимых согласных: -С чего мы начинаем? (слово с непроизносимой согласной) - Опасное сочетание букв - Подбираем проверочное слово. -Появилась или не появилась согласная? - Если ДА – то пишем, если НЕТ- то не пишем. - Алгоритм на доске, с помощью карточек (пошагово) 12. Закрепление. Работа в группе На осенних листочках записаны слова, в которых пропущена непроизносимая согласная. Вставляем и записываем. - Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов: Здра(в, -)ствуй, осень! Сегодня чудес(т, -)ная погода. Еще ярко светит со(л,-)нце. Предложения на карточках, на доске 13 Самостоятельная работа на карточках Найди и соедини слова с непроизносимой согласной и проверочные слова. Подчеркни непроизносимую согласную. звездный солнышко солнце сердечный грустный звезда здравствуй здравие сердце грусть Карточки для индивидуальной работы 14 Рефлексия Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. Я правило, чтобы не ошибиться в написании слов. Я в паре помогал(а) подбирать проверочные слова. Внимательно слушал(а) учителя, одноклассников . Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . Фамилия Имя Оценка Пожелание ребятам Осени. Будьте ребята красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми! Листочки с таблицей самооценки 15 Домашнее задание Стр 72 упр 154, правило