Новые подходы в преподавании и обучении

Формирование мотивации к использованию «новых подходов» в преподавании и обучении..В условиях быстро меняющегося мира учителям необходимо овладеть новыми подходами и методами преподавания.

Автор: Касибаева Жибек Айтжановна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег Цель: Формирование мотивации к использованию «новых подходов» в преподавании и обучении. Задачи: 1. Показать коллегам преимущества нового подхода в обучении (коучинг). 2. Способствовать созданию доброжелательной атмосферы по отношению друг к другу в группах и к коучу. 3. Совместно отработать методические подходы и приёмы решения поставленной в программе коучинга проблемы. 4. Приобрести навыки работы в группе. 5. Использовать полученный опыт для изменения своей практики в учебном процессе. Ключевые идеи: В условиях быстро меняющегося мира учителям необходимо овладеть новыми подходами и методами преподавания. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, магниты, видеоклипы, ватман, маркеры. Формы и методы работы: беседа, упражнения, анализ ситуаций, освоение и обработка конкретных навыков, игры. Ожидаемый результат: по окончании коучинга участники будут знать сущность новых подходов в преподавании и обучении, увидят действенность новых подходов в ходе коучинг-сессии, смогут использовать в своей практике. Продолжительность: 90 минут. Ход занятия І этап Приветствие (2 минута) Коуч: Знакомит участников занятия с целью коучинг-сессии. Участники: Приветствуют коуча и друг друга. Результат: Создание доброжелательной атмосферы по отношению друг к другу. ІI этап Деление на группы (4 минуты) Коуч: Предлагает игру «Космонавты» По краям площадки чертят 3-4 треугольника - «ракетодрома». Внутри каждого из них рисуют круги - «ракеты», но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих. Все участники встают в круг в центре площадки. По команде ведущего идут по кругу, взявшись за руки, говоря слова: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» После этого все бегут к «ракетодрому» и занимают места в «ракетах». Кто не успел занять место - выбывает из игры. Участники: Играют по предложенным правилам. В конце игры участники, оказавшиеся в одном ракетодроме это одна группа, сколько ракетодромов столько групп, а выбывшие образуют еще одну группу. Результат: В группе должно быть не менее пяти участника. IIІ этап Разминка (5 минуты) Коуч: Предлагает разминку под песенку «Кызыл өрік!» Включить музыку и выбрать двух играющих, которые начнут танцевать вдвоем. Затем остановить музыку. Танцоры разделяются, и каждый из них выбирает себе другого партнера или партнершу. Теперь уже 2 пары танцуют, пока не остановится музыка. Затем каждый выбирает себе по новому партнеру и танцуют 8 человек. Так продолжается до тех пор покуда не будут танцевать все. Участники: Выполняют разминку «Разрастающийся танец». Результат: Создание положительного эмоционального настроя. ІV этап Выбор названия группы, распределение ролей в группе (4 минуты) Коуч: Распределите предложенные роли для работы в группе, можно учитывать желание каждого, кто какую роль выбирает. Один участник – одна роль. Участники: Распределяют роли. Приложение 1. Результат: участники получат опыт работы в группе согласно распределённым ролям. V этап Разработка правил работы в группах (5 минуты) Коуч: Записывает предложенные правила по итогам обсуждения. • Говорить по очереди • Активно слушать • Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы • Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других • Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других • Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения • Помогать и просить о помощи • Давать и просить пояснения • Пояснять и оценивать идеи • Принимать групповые решения и приходить к единому мнению • Подводить итоги обсуждения • Приводить убедительные аргументы Участники: Обсуждение. Составление правил для работы в группе и его защита. Результат: Умение предлагать свои идеи группе и обобщать полученные выводы. VІ этап Введение в тему. Показ видеоклипа (5 минут) Коуч: Предлагает посмотреть участникам видеоклип «Учитель года». Участники: Погружение в тему (просмотр видеофильма). Результат: Умение интерпретировать увиденное, делать выводы. VIІ этап Обсуждение видеоклипа (5 минут) Коуч: Организация работы в парах. Задания группам: а) Подберите прилагательное, описывающее ваше эмоциональное переживание по отношению к увиденному и услышанному; б) озвучивание избранного прилагательного всей группе. Участники: Обсуждают, затем отвечают на заданные вопросы по очереди ораторы групп. Результат: Готовность учителей к тому, что существует множество отличных (разных) мнений. VIIІ этап Мозговой штурм (7 минут) Коуч: Предлагает вопросы для беседы: - «Каким вы видите современное образование? - Какие подходы и методы вы находите инновационными, а какие – ретро инновационными? - Что применимо в вашей практике преподавания? Участники: Обсуждают, затем отвечают на заданные вопросы по очереди ораторы групп. Результат: Получение разного видения одной и той же темы. ІX этап Работа в группах (10 минут) Коуч: Создать портреты реального и идеального ученика. Участники: Создание постера. Результат: Спикер защищает проект. X этап Зашита постера (5 минут) Коуч: Предлагает вопросы: - Какими навыками должен обладать ученик для успешной социализации в обществе? - Все ли предложенные характеристики присущи нашим ученикам? - В какой степени данные навыки могут проявляться на уроке? Задание: а) Расположите в таблице качества идеального ученика по степени важности сверху вниз. Приложение 2. б) Обменяться мнениями, выявить плюсы и минусы выступлений. Выразить рефлексию приёмом «Звезда и пожелание» для групп. Участники: Пишут на стикерах разного цвета, прикрепляют на ватман. Коуч: Сравнить результат работы групп с моделью успешного ученика, моделью идеального ученика, согласно мнениям учителей, пяти стран. Приложение 3. Результат: Способность давать объективную оценку себе и коллегам. XІ этап Просмотр видеоролика (3 минуты) Коуч: Предлагает посмотреть участникам коучинг занятия видеоклип «Слушаем девочку смотрим на мальчика» После просмотра спросит участников коучинг занятия - О чем данный видеоклип? - Что вы поняли из просмотренного видеофрагмента? Участники: Одним предложением описать действия мальчика. Результат: Подготовка к следующему этапу. XІІ этап Упражнение «Контроль и управление» (15 минут) Коуч: Предлагает проиграть сцену «Урок». Учителя часто говорят о том, как трудно наладить в классе маленьких детей хорошую дисциплину. Один ученик беспокойно вертится весь урок, другой, наоборот, пассивен и излишне заторможен, третий не уверен в себе и боится отвечать, хотя все понимает и знает. После окончания желательно рассмотреть следующие вопросы: какие средства воздействия были применены в игре учителем для установления классной дисциплины, какие приемы учителя обычно применяют в своей работе в подобных случаях, как необходимо действовать в таких ситуациях, чтобы был хороший результат. Участники: По желанию из группы выбирается участник, который играет роль учителя, остальные члены группы - роли младших школьников. Каждый "ученик" получает карточку, на которой обозначена характеристика его роли: что он должен делать на игровом импровизированном уроке, как отвечать, как выполнять задание и т. п. Содержание карточек участники прочитывают молча, про себя. Рекомендуется фиксировать на карточках следующие роли: "Ученик-отличник. Хорошо знает учебный материал, организован"; "Способный и понятливый школьник, но не усидчив, имеет неустойчивое внимание"; "Ученик-задира. Постоянно отвлекает от урока свою соседку"; "Гиперактивный ученик. Не может и минуты посидеть спокойно. Понимание учебного материала затруднено"; "Пассивный, заторможенный школьник. Все время смотрит в окно и как бы мечтает о чем-то своем"; "Ученик, не уверенный в своих силах, боится отвечать, никогда не поднимает руку, хотя обычно готов к ответу". Комната занятия "превращается" в класс. Каждый участник садится за свою парту или стол. Разыгрывается сцена "Урок". Каждый "ученик" играет свою роль. Член группы в роли учителя обязан в течение 5-10 минут создать хорошую дисциплину в классе. Результат: Цель упражнения: развитие у учителей эффективных средств контроля и управления классом. XІІІ этап Разминка (5 минуты) Коуч: Участникам предлагает выполнять движения в соответствии с героями мультфильма «Танцующий скелет». Участники: Танцуют, повторяя движения скелета. Результат: Снятие усталости, создание положительного эмоционального настроя. XІV этап Итог коучинга «Проповедь» (5 минуты) Коуч: Однажды Насреддин, в качестве духовного лица, взошёл на кафедру в мечети и обратился к правоверным с такими словами: «О, мусульмане, знаете ли вы то, о чём я хочу беседовать с вами?» - «Нет, не знаем», - ответили присутствующие. «Как же я буду говорить с вами о том, чего вы не знаете?»- вскричал ходжа. В другой раз он тоже с кафедры возгласил: «О, правоверные, знаете ли вы то, о чём я хочу с вами побеседовать?» - «Знаем!»- вскричали все присутствующие, вспомнив прежнюю выходку ходжи. «А коли знаете, так мне не о чём с вами беседовать»- сказал ходжа, сходя с кафедры. Тогда его слушатели сговорились между собой, и когда он на следующей проповеди опять спросил их, знают ли они, о чём он с ними будет беседовать, то одни из них крикнули в ответ «знаем», а другие «не знаем». – «Коли так, - порешил ходжа- то пусть те, кто знает, научит тех, кто не знает». Право выбора всегда остается за вами! Успехов! Участники: Слушают притчу. XІ этап Рефлексия «Ладошка» (5 минут) Коуч: Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно … Указательный – я получил конкретные рекомендации … Средний – мне было трудно (не понравилось) … Безымянный палец – моя оценка психологической атмосферы … Мизинец – для меня было недостаточно … Участники: Вопросы участникам. - Что тебе дал коучинг? - Какие инструменты ты взял? - Какие трудности испытали? - Что бы ты хотел изменить в практике преподавания? Результат: Заполнение анкеты. Резерв: 5 минут. Приложение 1 1. Оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всем участникам; 2. Наблюдатель («хранитель правил») – следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе; 3. «Хранитель материалов» – получает от коуча материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает коучу; 4. Контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения; 5. Связист («хранитель связей») – устанавливает связи с другим группами и коучем. Приложение 2 Уравновешенный Любопытный Эрудированный Целеустремленный Коммуникабельный Хорошо воспитанный Активный ученик Экстраверт Организованный Упорный Работоспособный ученик Самодостаточный Сосредоточенный Сотрудничающий Личность с системой положительных ценностей Самостоятельный Деятельный, энергичный Рискующий Размышляющий Творческий Внимательный Счастливый Спокойный Приложение 3 Италия Нидерланды Польша Испания США Наиболее важные Деятельный, энергичный Коммуникабельный Уравновешенный Коммуникабельный Целеустремленный Творческий Деятельный, энергичный Любопытный Целеустремленный Самодостаточный Самостоятельный Счастливый Эрудированный Сосредоточенный Счастливый Коммуникабельный Сосредоточенный Целеустремленный Эрудированный Активный ученик Размышляющий Самостоятельный Коммуникабельный Сотрудничающий Внимательный Внимательный Хорошо воспитанный Эрудированный Рискующий Целеустремленный Работоспособный ученик Самостоятельный Активный ученик Самодостаточный Экстраверт Уравновешенный Упорный Эрудированный Организованный Хорошо воспитанный Упорный Спокойный Активный ученик Самодостаточный Сосредоточенный Сотрудничающий Менее важные Личность с системой положительных ценностей Источники: 1. Педагогический менеджмент в школьном образовании. Инструментарий по лидерству, наставничеству и мониторингу. /М. Т. Иманкулова, М. М. Эсенгулова, Н. С. Джусупбекова, А. Д. Юсупова. – Б.: «Білім», 2012. – 150 с. 2. Руководство для учителя первого продвинутого уровня. 3. Образовательный портал www. prezentacya. ru. 4. www. cpm. kz. 5. Ресурсы Youtube.