Краткосрочный план урока естествознания по теме «Что такое искусственные источники звука»

На уроке были применены методы дифференциации, методы активного обучения, также были задания на развитие языковых навыков.

Авторы: Траксель Галина Владимировна, Сатыбалдина Гульнар Ахметовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №3 (5)

Фрагмент для ознакомления

Цели обучения: 1.5.3.1 объяснять особенности распространения звука 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира Цели урока: Все учащиеся смогут:назвать искусственные источники звука. Большинство учащихсясмогут: различать естественные и искусственные источники звука. Некоторые учащиеся смогут:проводить наблюдения за звуками, которые ежедневно окружают человека. Критерии оценивания - называет искусственные источники звука - различает естественные и искусственные источники звука - проводит наблюдения за звуками, которые ежедневно окружают человека Языковая цель Ключевое слово: искусственные Ключевая фраза: искусственные источники звука, «ушки на макушке». Привитие ценностей Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: уважение; сотрудничество; труд и творчество Межпредметные связи Музыка. Музыкальные инструменты, домбра Математика. Лабиринт, прохождение по дорожкам Навыки использования ИКТ Аудиозапись «шум леса», аудиозапись «шум города» Предварительные знания Естественные источники звука производят объекты и явления природы Ход урока Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Начало урока 7 минут 1 минута 2 минуты 2 минуты 2 минуты (К)Позитивный настрой учащихся Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И, конечно, жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед! (К)Стартер Цель: активизировать мыслительные способности учащихся Ребята, прислушайтесь. - Что происходит вокруг? Какие звуки слышны? Все ли эти звуки издают естественные источники звука? Воспроизведите звуки окружающего вас мира - Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Обратная связь: похвала учащихся (К) Вхождение в тему метод «Ассоциации»: Цель:вызвать интерес к теме урока З – звон… В – ветер … У – уши … К – крик … - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «звук»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) Обратная связь: похвала (Г) Деление на группы «Мозаика»(напомнить учащимся о правилах работы в группе) Детям выдаются части музыкальных инструментов, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого изображения. Разрезные буквы З, В, У, К Части картинок музыкальных инструментов (барабан, домбра, скрипка, пианино, баян) Середина урока 34 минуты 1 минута 2 минуты 3 минуты 3 минуты 1 минута 6 минут 2 минуты 3 минуты 3 минуты 2 минуты 2 минута 1 минута 4 минуты 1 минута (К) Беседа:- Слух – это бесценный подарок, который большинство из нас получают при рождении. Но среди нас есть люди, которым по нелепому или странному стечению обстоятельств, называйте это как хотите, досталась лишь небольшая часть этого дара или не досталось ничего и поэтому, ребята, вы должны знать, что необходимо защищать уши от сильного ветра, воды, громких звуков, нельзя также вставлять в уши острые предметы и глубоко засовывать ушные палочки! (П) Работа с рисунком Цель: повторить пройденный материал - Ребята, рассмотрите картинку парка в учебнике. - Что вы видите? Oтветы учащихся Мамы разговаривают, ребёнок плачет, ребёнок смеётся, птицы поют, кот шипит, собака рычит, то есть естественные источники звука (Работа в парах дифференцирована:всевопрос – ответ, большинство составляют предложения,некоторые учащиесяпридумывают мини-рассказ). Обратная связь: взаимооценивание (К) Работа с рисунком. Цель: познакомить учащихся с искусственными источниками звука - Какие источники звука изображены на картинке? -Ребята, давайте внимательно рассмотрим картинку на с.85, что вы видите? Oтветы учащихся Идёт строительство, ездят машины, звонит телефон, танцуют девушки, мальчик играет на скрипке. Обратная связь: словесноепоощерение А теперь, давайте сравним картинку слева и справа: - Чем они похожи? (Действие происходит в городе) В чём отличие?(На картинке, изображающей парк тихо, слышны только естественные звуки). (На картинке, изображающей улицу, много шума и различных звуков).К искусственным источникам звука мы можем отнести, например, телефон, домофон, стиральную машину…что ещё, помогите мне перечислить? Oтветы учащихся Обратная связь: словесноепоощерение Современный человек использует искусственные источники звука каждый день. И сейчас мы в этом сможем убедиться: (Г) Задание «Квартира» Цель: объяснить природу искусственных источников звука. На каждую комнату, написать на стикерах какие искусственные источники звука мы можем услышать из этой комнаты за сутки. 1 группа «Зал» 2 группа «Спальня» 3 группа «Кухня» 4 группа «Ванная комната» 5 группа «Прихожая» Обратная связь: презентации спикерами групповых работ, взаимооценивание (К) Проблемный вопрос: зачем нужны искусственные источники звука? Расскажите подробнее о применении каждого искусственного источника звука. Какие из предложенных источников звука вы чаще всего видите в повседневности. (К) Игра «Хоккей» Цель: создать эмоционально положительный настрой, развивать умение работать коллективно. Чирикает воробей, звонит телефон, кипит чайник, летит самолёт, шипит змея, поёт девочка, работает телевизор, играют на гитаре гул пылесоса, бой часов, чириканье воробья, скрип карусели, вой метели, вой собаки, треск салюта. (Сидя на местах, держат руки на локоточках, если слышат словосочетание, которое относится к искусственным источникам звука, то «ловят» его хлопком ладошек, как шайбу) Обратная связь: аплодисменты Работа в тетради (И) ФО Цель: различатьестественные источ¬ники звука от искусственных Критерии оценивания: различает естественные и искусственные источники звука, называет их отличия Уровень мыслительных навыков: применение Задание: Обведите синим карандашом естественные источники звука, зелёным карандашом искусственные источники звука. Дескрипторы: - выделяет естественные источники звука; - выделяет искусственные источники звука - отличает естественные источ¬ники звука от искусственных Обратная связь: письменный комментарий учителя (К) Упражнение «Оркестр звуков» Цель: формирование понимания появления звуков. Задание. Учащиеся должны (не видя предметы) попытаться перечислить, что за предметы могут издавать эти звуки Шуршание бумагой, телефонный звонок, свист человека, свист издаваемый свистком, звуки леса, звук льющейся воды, шум города, тиканье часов Обратная связь: словесное поощерение (К)Работа в тетради «Пройди лабиринт» Проведи линию по центру дорожки, отметь «птичкой», искусственный источник звука Обратная связь: взаимооценивание (К)Точечный массаж Руки в кулачки сожмем, Крылья носа разотрем. Точка есть и в центре лба – Помассируй для ума. Возле уха и внутри Точки хорошо потри. (Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри) (Г) Задание (реализация языковой цели). Цель:объяснить, что такое искусственные источники звука, давать развернутые ответы, используя научную терминологию. Группы учащихся получают карточки с 5-ю буквами ключевой фразы, рассматривают буковки, на столе выкладывают ключевую фразу, выкладывают буквы в нужном порядке. И А -Машины гудят, люди говорят, домбра звучит, звенит телефон, звучит магнитофон. Вы спросите: «Все ли эти источники естественного происхождения? Что вы знаете о домбре? Умеет ли кто-нибудь на ней играть? Как вы думаете, откуда взялись домбра, телевизор, магнитофон?» Учащиеся приходят к выводу, что искусственные источники звука изобрёл человек. Обратная связь: похвала учащихся Проблемный вопрос «Подумай и догадайся». Видел ли, кто- нибудь из вас свисток? Для чего он нужен? Посмотрите на настоящий свисток. Послушайте, как он свистит(Учащиеся могут решить, что свисток является естественным источником звука, так как дует в свисток учитель). Как вы думаете это естественный источник звука или искусственный? Ответы учащихся Вывод. Свисток является искусственным источником звука, а голос человека относится к естественным источникам звука, свист в свисток к искусственным источникам звука. Учебник: Что такое искусственныеисточники звука, с. 84 Учебник: Что такое искусственные источники звука, с. 85 Учебник: Что такое искусственные источники звука, с. 84—85 Бумага формата А4 с названием групп, стикеры Рабочая тетрадь: Рабочий лист 57. "Что такое искусственные источ¬ники звука", с. 59. Мини ширма, телефон, свисток, аудио композиция «звуки леса», 2 чашки, вода, аудио запись «шум города», часы Рабочий лист 58. "Искусственные источники звука", с. 60. Бумажная лента схем слов, карточки с буквами Свисток Конец урока 4 минуты 1 минута 3 минуты «Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе (Г) Рефлексия «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке Дифференциация Оценивание Здоровье и соблюдение техники безопасности 1.Планирование дифференцированных целей урока (все, большинство, некоторые); 2. К, Г, П, И; 3.Разноуровневые задания формативного оценивания - выделяет естественные источники звука; - выделяет искусственные источники звука - отличает естественные источ¬ники звука от искусственных. 4.Поддержка учащихся, испытывающих сложности при выполнении задании; 5.Наблюдение за отдельными учащимися (медленный или быстрый темп выполнения заданий). 1. (К) Стартер Цель: активизировать мыслительные способности учащихся Обратная связь: похвала учащихся; 2.(К) Вхождение в тему метод «Ассоциации»: Цель: вызвать интерес к теме урока Обратная связь: похвала; 3.(П) Работа с рисунком Цель: повторить пройденный материал Обратная связь: взаимооценивание; 4.(К) Работа с рисунком. Цель: познакомить учащихся с искусственными источниками звука Обратная связь: словесное поощерение; 5. (Г) Задание «Квартира» Цель: объяснить природу искусственных источников звука; Обратная связь: взаимооценивание; 6. (К) Игра «Хоккей» Цель: создать эмоционально положительный настрой, развивать умение работать коллективно. Обратная связь: аплодисменты; 7.(И) ФО Цель: различать естественные источ¬ники звука от искусственных Критерии оценивания: различает естественные и искусственные источники звука, называет отличия Обратная связь: письменный комментарий учителя 8. (К) Упражнение «Оркестр звуков» Цель: формирование понимания появления звуков. Обратная связь: словесное поощерение 9. (Г) Задание (реализация языковой цели). Цель: объяснить, что такое искусственные источники звука, давать развернутые ответы, используя научную терминологию. Обратная связь: похвала учащихся 10. «Релаксация». 11. (Г) Рефлексия «Три М». Гигиена органов слуха Точечный массаж