Разработка урока по теме: "Сила трения. Учет трения в технике. Лабораторная работа №5"

Материал содержит в себе разработку урока по теме: "Сила трения. Учет трения в технике. Лабораторная работа №5" по обновленной программе. В даном материале имеется раздаточный материал, лабораторная работа, дескрипторы и критерии оценивания соо

Автор: Шостик Анатолий Геннадьевич

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Цели обучения для достижения на этом уроке. 7. 2. 2. 6 - описывать трение при скольжении, качении, покое; 7. 2. 2. 7 - приводить примеры полезного и вредного проявления силы. Цели урока Обучающиеся Все: Описываю твсе виды трения, приводят примеры полезного и вредного проявления силы. Многие: Приводят способы увеличения, уменьшения силы трения Некоторые: Решают и умеют анализировать задачи по теме. Критерий оценки Знает все виды трения. Приводит примеры полезного и вредного проявления силы. Эксперементально описывает трение скольжения. Языковые задачи Лексика и терминология, свойственные предмету: сила трения, коэффициент трения, трение качения, трение скольжения, трение покоя. Сочетания, используемые для диалога и письма: Сила трения выражается формулой… Коэффициент трения это… Единицы измерения … Физическая величина… Как видим из этой формулы… Делает вывод… Приучение к ценностям Экономический рост, основанный на индустриализации и инновациях. Общество всеобщего труда. Межпредметные связи Связь с математикой, биологией. Предшествующие знания по теме Сила, вес, единицы измерения. Ход урока Планирование времени Виды запланированных упражнений на уроке Ресурсы Начало урока Организационный момент. Эмоциональный настрой. Определение темы и целей обучения. (К) Эвристическая беседа на определение цели урока, ребус. Ребята, представьте такую ситуацию: «Никита любит кататься на велосипеде. И у него это, здорово получается. Едет аккуратно, с расчетом. Останавливается каждый раз на нужном месте. А последний раз он тормозил, но въехал в дерево». Как вы думаете, почему это произошло? Выслушиваются мнения детей, предоставляются свои мнения. (Слайд 1) Как вы думаете, что помогает нам, вовремя остановится? Правильно сила, а какая мы узнаем, отгадав ребус. (Слайд 2) Определение целей урока выслушиваются мнения учащихся, формулируется тема и цель урока. Итак, тема урока: «Сила трения». Но прежде чем мы приступим к данной теме, давайте повторим пройдённый материал. (Ф) (К) Актуализация знаний (Стратегия «сплю»). Утверждения: 1. Силу упругости обозначают буквой F с индексом: Fупр. 2. Если после прекращения действий сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение, то деформация является пластической. 3. Закон Гука выражается формулой Fупр = mg. 4. Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой притяжения. 5. Закон Гука выражается формулой Fупр = kx. 6. Закон Гука выполняется при упругой деформации. Хорошо ребята вы достаточно хорошо усвоили тему сила упругости. Интерактивная доска. (Презентация.) Середина урока Изучение нового материала. Теперь вернемся к нашей новой теме. Сегодня на уроке мы рассмотрим три вида трения: трение качения, трение скольжения, трение покоя. (Г) Метод Джиксо. А для этого сейчас, ребята, мы разделимся на три группы, каждая группа ознакомится с данным материалом, обсудит его и поделится своим мнением о проделанной работе. (Деление на группы по жребию. В корзине находятся: листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих. (И) (Ф) Давайте посмотрим, чему вы научились в группах, а заодно проверим ваши знания. Работа по разно уровневым карточкам. (Взаимопроверка). Критерии оценивания Обучающийся: Определяет каждый тип трения (при скольжении, качении, покое). Записывает примеры полезного и вредного проявления силы трения. Задание 1 В каком случае, из представленных на рисунке, возникает сила трения качения? Ответ__________________ Дескриптор Обучающийся - указывает силу трения качения. Задание 2 На каком из рисунков, представлена сила трения скольжения? Ответ__________________ Дескриптор Обучающийся - различает силу трения скольжения. Задание 3 При каком виде трения возникает наименьшая сила трения? А) При трении качения В) В случае трения скольжения С) При трении покоя Д) При всех видах трения сила трения одинакова Дескриптор Обучающийся - понимает особенности силы трения скольжения, качения, покоя. Задание 4 Приведите по 2 примера, когда сила трения в быту и в технике мешает или помогает осуществлению протекающих процессов. Заполните таблицу. Сила трения мешает Сила трения мешает Сила трения помогает Сила трения помогает Дескриптор Обучающийся - различает полезное проявления силы трения от вредного. Итак, вы хорошо поработали, скажите, где в жизни мы можем встречать силы трения и как правильно их использовать. (Выслушиваются мнения обучающихся). (Г) (Ф) Отлично, и на последок мы выполним лабораторную работу «Исследования силы трения скольжения» и экспериментально установим от чего зависит сила трения. Обратная связь. Лабораторная работа № 5 «Исследование силы трения скольжения» Критерии оценивания. Обучающийся: Описывает зависимость силы трения от веса тела, материала и качества обработки соприкасающихся поверхностей. Задание 1 1). Рассмотрите рисунок и определите от чего зависит сила трения. 2). Рассмотрите зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, поверхности стола и резине. Сделайте вывод. № опыта Поверхность, по которой скользит брусок Сила трения скольжения, Fтр, Н 1 Поверхность стола 2 Резина 3 Дерево Дескриптор Обучающийся: - объясняет зависимость силы трения от веса тела; - описывает зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей Карточки разного цвета. Учебник. Интернет. Карточки с заданиями. Учебник. Тетрадь для лабораторных работ. Оборудование: Брусок, набор грузов, динамометр деревянная линеика. Конец урока Рефлексия: стратегия пять пальцев. (рисуют руку и на каждом пальце записывают отве ты на вопросы). Перечислите виды силы трения. (большой палец) Напишите единицы измерения силы трения. (указательный палец) Укажите куда направлена сила трения. (средний палец) Приведите примеры вредного, и полезного трения. (безимянный палец) Напишите формулу трения скольжения. (мезинец) Домашнее задание: Мини информационный проект на выбранную тему: «Трение в технике» «Трение в жизни животных» «Трение в жизни растений» «Подшипники» Спасибо за урок, до свидания. Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности Дифференциация: целей обучения на все, многие некоторые; по рессурсам; применение разноуровневых заданий; разноуровневое домашнее задание. Используется криерий оценивания. Взаимопроверка. Рефлексия. Соблюдение правил поведения в кабинете физики Соблюдение правильного положения тела за школьной партой Инструкция по ТБ при проведении лабораторной работы. Рефлексия по уроку Итоговая оценка Два аспекта, лучше всего прошедших на уроке (преподавание и учение) ? 1: 2: Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (преподавание и учение) ? 1: 2: Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?