Компьютерная презентация на уроках музыкальной литературы

Мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса. Использование информационно-компьютерных технологий в ДМШ обогащает методические возможности урока, придают ему современный уровень и помогают активизации творческого потенциала

Автор: Кустова Юлия Петровна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Программа образования Республики Казахстан включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. Сегодня, совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условиях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения: по-новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию. Поэтому, введение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс ДМШ и ДШИ является на данный момент одной из самых актуальных проблем музыкального образования. В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения. Современный урок музыкальной литературы - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация. На мой взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкальной литературы способствует решению основных задач предмета и дает возможность: -по новому использовать на уроках музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники; -обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень; -помогать активизации творческого потенциала учащихся; -способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Возможности компьютера в оснащении предмета музыкальной литературы можно определить следующими позициями: -обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; -поддержка контроля знаний и навыков; -организация различных форм креативной деятельности. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Медиапедагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения. Существует несколько вариантов создания таких презентаций: -звуковая и нотная хрестоматии (музыкальные произведения и нотное сопровождение); -изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т. д.); -видеохрестоматия (видео записи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов); -мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала). Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. В последнее время, в моей педагогической практике я уделяю внимание и исследовательской работе учащихся. Предлагаю учащимся создавать свои презентации. Научно-исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Использование презентаций также способствует решению многих задач обучения: -развитие познавательных навыков учащихся; -умения самостоятельно конструировать свои знания; -умения ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления. Доступ к ресурсам сети Интернет дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются учащимися при создании презентаций – это библиографическая информация, аудио и видео фонд. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения. Анализируя свой, пусть еще небольшой опыт внедрения современных технологий, я прихожу к выводу, что использования на уроках музыкальной литературы компьютерных презентаций позволяет: -сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся; -эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала; -организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся (разработка презентаций); В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава. Список литературы 1. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003 2. Как преподавать музыкальную литературу. М., 2007 3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М., 2006 4. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002 5. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М., 2007.