Интерактивные технологии обучения

В век компьютеризации когда все подростки хорошо осведомлены о свойствах компьютера, я считаю что использование интерактивных технологий на уроках самая продуктивная форма обучения.

Автор: Раба Анна Ивановна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В век компьютеризации, когда все подростки хорошо осведомлены о свойствах компьютера, я считаю, что использование интерактивных технологий на уроках самая продуктивная форма обучения. Которая не только вызывает интерес, но и позволяет за тот же период времени обработать больше информации по теме. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на “ усреднённого” обучающегося, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Во-первых, личность студента формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических особенностей. Во-вторых, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса. В учебном процессе неизбежно происходит самоопределение студента “открытия” им собственного “Я”, самовыражение и личностная реализация. Я хочу уделить внимание методу обучения, который я как преподаватель специальных дисциплин использую на своих уроках уже пять лет. Это интерактивные технологии обучения. Сущность интерактивной технологии состоит в том, что она опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Мне легко применять этот метод обучения на своих уроках, потому что я веду самый интересный предмет «Технология приготовления пищи». Информации по этому предмету огромное количество, спасибо интернету. Есть чем заинтересовать студентов. Существует множество факторов, которые мы используем ежедневно, но не обращаем на них внимание. Например: какое мясо, будет вкуснее, то которое положили в холодную воду при варке или, то, которое положили в горячую воду? Интерес вспыхивает моментально, и вот когда внимание сконцентрировано можно вести урок дальше. В процессе обучения должно быть обеспечено уважительное отношение к студентам. В качестве основных приоритетов процесса образования выделяю такие как: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых. Существует много способов интерактивного обучения. Но я использую некоторые из них, которые, на мой взгляд, продуктивные на моих уроках. В зависимости от темы и ее объема: 1. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. Постановка проблемы на побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых, пути решения проблемы каждый выбирает по своим способностям. 2. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. 3. Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе студентов в малых группах. В каждой группе учащиеся делятся на три или четыре мини группы. В каждой мине группе есть слабые, средние, сильные учащиеся. Задания составляю таким образом, что бы сильные студенты в своих мини группах объясняли тем, кто по слабее правила выполнения задания, и осуществляли частичный контроль за его выполнением, т. к. все работают на один результат. Таким образом, слабые учащиеся, которые легче идут на контакт с сокурсником, чем с преподавателем, менее напряжены лучше концентрируют свое внимание на выполнении задания. Так как чувствуют поддержку сокурсников, пропадает страх получить неудовлетворительную оценку. Каждой мини группе предоставляется право пользоваться компьютером (класс оснащен компьютерами). И выполнять задание в виде презентаций, роликов, слайд шоу и т. д. 4. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. 5. Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, приборы, видео материалы и т. д.). С 2013 года веду экспериментальную работу, целью которой являться создание индивидуальной карты развития учащегося, и усовершенствование её. В ней будут ориентироваться динамика развития в обычных условиях, данные о соотношении обученности и развитости студента; его устойчивой ориентации на овладение отдельными приемами, что выражается в учебной продуктивности, самостоятельности, повышенном и устойчивом интересе к овладению соответствующими знаниями по профессии. Существует множество шаблонов проведения урока. Но взять за основу один или другой не возможно, так как каждый урок преподаватель видит по своему, в связи с этим каждый урок индивидуален. Из личного опыта знаю, что на одной параллели в каждой группе нужен свой план урока, особый подход. Одна группа активней, другая обладает более глубокими знаниями, поэтому информация на уроке разная не смотря на то, что проходят одну и ту же тему. Студентам предоставляется определенная свобода в выборе последовательности учебных действий, в выборе темпа работы на занятии. Но предоставляется именно свобода, а не вседозволенность. Поэтому практическая реализация интерактивной технологии должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя. Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность студента в усвоении материала и данного вида деятельности. Для эффективного развития обучающихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”. т. е. предлагать задания, с которыми студент наверняка справится. Важным этапом является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются. Опыт моей работы свидетельствует о том, что все студенты могут усвоить программу. Но каждому студенту нужно разное время на ее усвоение. Так как у одних развита зрительная память, у других слуховая, а кому-то всю информацию необходимо проанализировать еще раз, но наедине с самим собою. В заключении хочу сказать. Необходимо ломать стереотип стандартного урока, внедрять новые технологии, не боятся ошибок. Это интересно, это продуктивно. Да трудно, да уходит много время на подготовку, не всегда получается с первого раза, но результаты превосходят ожидания. Не скажу за всех. Но анализируя свой опыт работы, приведу следующие факты: при проведении стандартного урока процент качества не всегда превышал 52-54%, урок тянулся медленно, на уроке работают единицы. С применением интерактивного обучения процент качества составляет 86-90%, и я думая, что это не придел. В процесс обучения включена вся группа без исключения. Каждый старается в меру своих возможностей, стирается грань «педагог-ученик». Преподаватель только направляет и корректирует ход мыслей. Пропадает страх быть осмеянным за неправильный ответ. Каждый представляет форму ответа, так как ему удобно: презентация, доклад, таблица, видеоролик, слайд шоу и т. д. Отпадает необходимость изнурительных конспектов на 2-3 листа которые потом необходимо выучить. Не зря в народе говорят: - Можно сто раз услышать и не понять, а можно один раз увидеть взять и сделать. И это запомнится на всегда. Используя интерактивные технологии программа усваивается практически полностью. Студенты свободно ориентируются в специфики профессии и компетентны в вопросах: - особенности приготовления блюд РК, Европы; - рыночной экономики, менеджмента и маркетинга; - основ современного производства и сферы услуг. Но так же необходимо не забывать и об улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации, а также разрабатывать учебники и учебные пособия, на электронных носителях нового поколения которых так не хватает.